Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

Све ово указује на спецнфичност ове правые материје и на потребу доношења посебыог Закона о накнади штете. Институт накнаде штете има велики значај за остваривање уставных права човека, а у садаппьем југословенском праву задржао je давно превазиђена, застарела решења. Питазье накнаде штете због неоправдане осуде и неоснованог лишења слободе треба изузети из Законика о кривичном поступку и регулисати посебыим законом. Taj закон би садржавао поред правила о накнади у граВанском праву и одредбе о накнади штете због неоправдане осуде и неоснованог лишења слободе, а могла би се обухватити и накнада штете због неоправданог кажгьавагьа у прекршајпом поступку. Могућност и потребу доношења посебног закона о накнади штете треба деталшије испитати и проучити у току рада на широј ревизији Hauler законодавства. Y овом моменту нужно je да се што пре изврше делил-зичне измене Законика о кривичном поступку, пре света ради усаглашавања законских проштса о накнади штете због неоправдане осуде и неоснованог лшпења слободе са уставним одредбама.

Ар

Милица Стефановић-Златић

РЕЗЮМЕ Возмещение ущерба из-за необоснованного осуждения и незаконного лишения свободы Возмещение ущерба из-за необоснованного осуждения и незаконного лишения свободы предусмотрено уголовным процессуальным правом. Конституцией СФРЮ 1963 года право на указанное возмещение ущерба стало конституционным принципом и оно провозглашено шире, чем в Уголовнопроцессуальном кодексе. Конституция признает право на возмещение в полном объеме ущерба, причиненного имуществу к личности, а также всем лицам, незаконно лишенным свободы, а не только лицам, без основания подвергнутым аресту. Неоходимость произвести изменения соответственных положений УПК вытекает не только из необходимости увязывания их с Конституцией, но и из необходимости нахождения лучшего решения в отношении условий для возмещения указанного ущерба, более точного определения понятия незаконного лишения свободы, а в частности, и для упрощения самой процедуры. Возмещение ущерба из-за необоснованного осуждения и незаконного лишения свободы является специфичным правовым институтом, охватывающим материальные и процессуальные условия для осуществления конституционного права. Действующие положение закона содержат значительные отступления от принципов гражданского права и уголовного и гражданского процессуальных кодексов. Учитывая специфичность данной правовой материи, лучшим решением было бы издание специального закона о возмещении ущерба, охватывающего возмещение в гражданском праве и возмещение из-за необоснованного осуждения и незаконного лишения свободы .