Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

У целини узето, доношењем уставних амандмана створени су услови и основи за претварање унутрашње арбитраже у орган који ће по свим својим карактеристикама представљати самоуправни суд у радној организации, тј. орган са местом и улогом које у нашем демократском самоуправном систему заслужује. У коликој мери ће успети да то оствари, зависи у првом реду од радних људи у самим радним организацијама (првен ствено руководећих). Али, по нашем схватању, у томе огромну улогу треба да одиграју и самоуправне снаге ван предузећа којима je то такође један од основних задатака за остварење општег друштвеног прогреса.

Ар

Верољуб Рајовић

РЕЗЮМЕ Характеристика деятельности внутреннего арбитража на предприятиях Внутренний арбитраж на предприятии [в дальнейшем тексте арбитраж] введен Основным законом о предприятиях 1965 г. [в дальнейшем закон]. Изучение его деятельности приводит к выводу, что имеются четыре фазы в его развитии. Первый период представляет собой игнорирование Арбитража. Бюрократически-консервативные силы (в особенности на предприятиях) всеми силами препятствуют его работе, заявляя, что Арбитраж является излишним телом, уменьшающим значение и роль остальных органов предприятий. Второй период является периодом возрождения Арбитража. В почти каждом предприятии организуется Арбитраж и на его рассмотрение передаются все споры от мелких до самых крупных. Вырабатываются положения об арбитраже. Законом об изменениях и дополнениях Закона 1965 года предусмотрены изменения и для Арбитража. Членом Арбитража может стать и лицо, не принадлежащее к трудовой организации. В случаях, если члены Арбитража не приходят к соглашению, председателя Арбитража назначает председатель Окружного хозяйственного суда. Решения Арбитража в спорах между трудовыми единицами юридическими лицами объявляются столонам в заседании суда, а их приведение в исполнение поручается окружным хозяйственным судам. В водится возможность отмены решения Арбитража. Все это поднимает роль и значение Арбитража, который начинает решать и споры, не относящиеся к компетенции остальных органов предприятий (чаще всего жилищные). Аля третьего периода является характерньш значительное уменьшение числа споров, передаваемых в Арбитраж. Причины этому двояки. Первая из них отдельные недостатки самоуправляющейся системы в целом [в особенности в связи с соотношениями в оплате труда на предприятиях] и к тому же недостатки и в деятельности самого Арбитража. Вторая самоуправляющиеся силы на предприятиях убедились, что для них будет скорее и дешевле разрешать свои разногласия обоюдными соглашениями, чем передавать их на рассмотрение суду. В этих целях отдельные предприятия требуют обязательного предварительного рассмотрения спора ради его разрешения по обоюдному соглашению. Четвертый период начался с принятием Дополнений Конституции в 1971 году, с образованием на предприятиях основных организаицй объеди-