Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

КРУГ ЗАКОНСКИХ НАСЛЕДНИКА И МАНЕ YCTAHOBE НАСЛЕБА

РЕЗЮМЕ Число наследников по закону и недостатки института наследников Институт наследников, если обратимся к нему с точки зрения содержащихся в нем социальных функций, предстает перед нами в двойной роли: в роли созвучной жизненным потребностям нашего времени а этобывает при условии приобретения имущества трудом ив роли противиположной идее, по которой центральное место занимает социальное равенство. Имущество умершего переходит по праву наследования к его родственникам и к супругу умершего или же к лицу, им указанному. Здесь кроется один из движущих импульсов человека получить большую кваллификацию, сделать сбережения и развить свои творческие возможностиболыпе заработать и вообще поступать как рачительный хозяин, а к тому же здесь имеет место и общий интерес. Кроме того, данный институт является удобным поводом для осуществления разных целей гуманитарного характера. Однако уже давно замечено, что существенный недостаток института наследования кроется в его поддержке и в известном смысле в создании неравенства между людьми. Мысль о том, каким образом отстранить отрицательные стороны института наследования была толчком к созданию многочисленных теорий в данной области. Одна из них создана на идее ограничения числа наследников по закону. Более глубокое ознакомление с проблемами данной теории говорит нам, что она по существу является совершенно бесплодным надуманным замыслом, в практическом применении лишенным всякой животворности. Достаточно указать на то, что выводы, полученные после проведенного исследования, говорят, что даже в шпотезе ограничения числа наследников по закону на одних лишь наследников первой очереди, шансы на то, что наследство окажетя без наследников по закону, были бы весьма малыми. Окончательный вывод был бы следующий: решающим фактором устанения слабых сторон института наследования являются изменения в области имущественных отношений и реализация начала, по которому общественное и материальное положениечеловека зависит от труда и его результатов. SUMMARY The Line of Legal Successors and the Deficiencies of the Institute of Inheritance The institute of inheritance, if viewed from the point of its social functions, has a double role: the one where it is compatible, under the assumption that property is acquired through work, with the requirements of living in our time, and the other when it is contrary to the idea of social equality. The property of the deceased is transferred through inheritance to his relatives and spouse, or persons he designates. Here lies one of motive impulses of man to acquire better qualifications, to work more, and develop his creative potentials, to save and to behave as a good manager in general, while general interest is also present. This institute, moreover, is a suitable instrument for achieving different human purposes. It has been noticed, however, long ago that the essential shortcoming of the institute of succession is the preservation and in a way creation of inequality among people. The idea how to eliminate the negative points of the institute of succession has yielded elements for many theories in this field. One of these is elaborated in the idea of restricting the line of succession. By probing into the premises of this theory it is revealed that in the essence it is an artificial construction.