Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

вой деятельности на разных секторах международной жизни и возникновения международных экономических организаций. Автор затем приводит разные доктринальные конструкции, пытавшиеся найти решение этих вопросов путем создания некоторой средней системы между международным и национальными правами. Главными источниками такой транснациональной системы было бы то, что в наше время называется „автономным правом международной торговли” (формальное право, международные обычаи и узансы в международной торговле и тому подобное), являющегося современной версией средневекового „lex mercatoria”, а также общие правовые начала в смысле ст. 38 1ц Устава Международного суда в Гааге или же сравнительных синтез правовых начал, взятых из национальных систем. Особое внимание посвящено опыту приобретенному в практике международного банка, договоры о займах которого согласованы с международным правом. Практика подтвердила относительную положительность указанной системы. Отдельные проблемы были разрешены, но появились новые и более сложные, что в значительной степени снижает практические выгоды в таком виде проведенной правовой интернационализации экономических отношений. Выводы автора сводятся к констатации, что правовую интернационализацию экономических отношений международного характера следует осуществлять по двум разным направлениям. Дифференциация исходила бы из свойств субъектов, на которых бы данные правила распространялись. Для взаимоотношений между государствами и экономическими организациями следовало бы применять отборочную систему, основанную на сравнительной базе из общих начал и норм отдельных национальных законодательств, поднимая нормы и начала на ступень международной обязательности. В другом направлении происходило бы расширение и увязывание национальных систем с потребностями экономической деятельности в международных рамках как государств так и частных организаций и отдельных личностей для создания нового „jus gentium” или же универсального „lex mercatoria”.

SUMMARY Application of International Law with Regard to Contracts Made by States and International Economic Organizations in Performing Economic and Financial Activities of International Significance The paper deals with the tendencies, occuring lately, to place under the control of international law international contracts made by states and international organizations when performing their economic and fmancial activities. Such tendencies existed before, especially as to the loan contracts made by states with foreign lenders, but at present they are more current owing to the increased economic and financial activities in the various sectors of international life and the emergence of the international economic organizations. The author exposes different doctrinal constructions that tried to find solution of these issues by creating an intermediary system between the international and national laws. The main sources of this cross-national system would be shat we term to-day »the autonomous law of international trade« (formulary law, international customs and usances in international trade and