Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

Међутим, и једна и друга мера нису могле да спрече незадрживи развитак капитализма у пољопривреди схварањем великих поседа у рукама зсленаша и носнлаца власти, уз пропадање ситних сељака и општинске, заједничке земл>е као архаичне установе у заосталим друштвеним условима.

Руокица Г узина

РЕЗЮМЕ К вопросу истории развития имущественных отношений в Сербии в XIX веке Одновременно с освобождением Сербии от турок и феодализма, страна вступила и в новые общественно-экономические отношения. Сербия до восстаний (1804, 1815 гг.) была весьма слабо населенной страной. Покрытая густыми лесами, она создавала благоприятные условия для массового разведения свиней. Материальные средства приобретались в торговых сношениях с Австрией и позволили успешно вести борьбу за освобождение. После восстаний Сербия начала усиленно населяться из всех краев, главным образом из краев, оставшихся под турецким игом. Переселенцам предоставлялась земля из общего земельного фонда в количестве, в каком могли ее обрабатывать и использывать со своими семьями. Землепользователями таких земельных участков становились главным образом органы власти: кнези и сельские старосты, уездные и окружные начальники. Так создавались свободные имения, зачатки развития капитализма в сельском хозяйстве. Когда по специальному хатншерифу в 1830 году Сербия и юридически приобрела более широкую автономию, данный процесс получил свое дальнейшее развитие. Когда же Сербия в 1833 году окончательно освободилась от феодальных обязательств перед Турцией и помещиками, обязавшись выплачивать Турции определенную сумму дани, появляется и правовое регулирование капиталистической частной собственности и становление свободных имений. Пока имелись общие земельные участки, а это значит в течение всего ХХХстолетия, они служили основой для создания крупных имений. В виду тою, что натуральное хозяйство существовало и далее, закабаление мелкого крестьянства ростовщиками представляло второй источник создания крупных имений, так как целые деревни переходили в руки ростовщиков.

SUMMARY A Contribution to the History of Development of Ownnership Relations in the XlXth Century Serbia Simultaneously with the liberation of Serbia from the Turkish rule and feudalism, establishment of new socio-economic relationships was launched .