Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАБНОГ ФАКУЛТЕТА

же время, югославское социалистическое право не обнаруживает тенденций к введению особых административных договоров в качестве правила, а распространяет, как правило, общий режим договоров и на договоры, заключаемые государственным управлением, если законом специально не установлено иное. Такую же точку зрения занимает и судебная практика югославских хозяйственных судов. Поскольку в этих спорах появляется необхомость оценить законность акта управления, предшествовавшего договору, или же изданному в связи с договором, объявленным спорным, такой спор в югославском праве разрешайся бы как предварительный вопрос. Автор подчеркивает, что указанный предварительный вопрос мог бы разбираться или судом, в компетенцию которого входит разбирательство административно-правовых споров в случаях, когда это специально т треду смотрено законом, или же, в остальных случаях, общим судом, разбирающим спорные договорные отношения. Автором подчеркивается, что в данном вопросе теория административного права в СССР, Польше и ЧССР отличается от югославского права. В указанных странах в теории права появляются тенденции к введению административных договоров, ибо тем самым в большей степени обеспечивается законность и защита прав сторон, так как споры по административным договорам решает суд. Если вопрос идет только об акте управления, создавшем обязательства для сторон, эвентуальные споры все еще разрешаются только в административном порядке, ибо, как правило, отсутствует административно-правовой спор, за исключением некоторого судебного контроля над определенными актами управления. Югославское право полностью подчиняет органы управления праву и судебному контролю, ибо суд может решать не только в административно-правовых спорах о законности изданных актов ушравления, но выносит решения и по спорам по поводу договоров, заключенных органами ушравления, которые, как правило, суд разбирает по общим положениям об обязательствах и договорах и общим узансами. Автор подчеркивает, что положения Проекта закона об обязательствах и договорах, разработанные проф. Михаилом Константиновичем, могут лишь способствовать целесообразному разрешению данного вопроса в югославском праве, так как предложенные положения являются не застывшими, раз навсегда установленными нормами, представляют собой современный подход к регулированию обязательственных и договорных отношений в сравнительном праве и отвечают потребностям и требованиям современною югославского общества. Особое его значение заключается как раз в том, что широким подходом создана возможность эволюции права идти наряду с эволюцией потребностей жизни, вследствие чего отпадает необходимость во вмешательстве законодателя.

SUMMARY Administrative Contracts and Obligation Relations of Working Organization Exercising Public Powers Considering that in the Yugoslav law also exist working organizations performing public services on the ground of law, i. e. they have public powers, the author discusses whether there are in the Yugoslav law special administrative contracts Trying to find the answer to this question, he is devoting attention to the development of the theory and to the administrative contracts in the comparative law. First, he gives a condensed review of tfæ theory of administrative contracts, both in the bourgeois and socialist jurisprudence and secondly, he is specially comparing this theory with the Yugoslav juristic theory and the Yugoslav positive law.