Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

О ПРАВНОМ РЕЖИМУ OBJEKT А МЕБУНАРОДНОГ ПРАВА

стреме воде два пуха: први, већ добро утрти, у правду подјеле међу државе преосталог простора, који није ни под чијом искључивом власти, и, други, који се уз тешкоће крчи, у правду истинског кориштења природних богатстава за добробит читавог човјечанства. Временски се тај час не може одредити, али бит ће сигурно још ближи, када почне у правом смислу ријечи кориштење простора, у којима, засад, претежно постоји само истраживање. Ао тада ће и прилично неодреБене формулације, као што су „истраживање и кориштење за добробит читавог човјечанства” и сличне, задовољавати, али треба већ сада имати на уму, јер искуства то потврђују, да je, ако га се једном одабере, повратак оним првим путем врло тежак. Изгледа, заиста, изражено Фридмановим ријечима које смо цитирали у уводу, да „треба развита нове облике сурадње и организације, као додатак традиционалним правилима коегзистенције”.( 61 )

Ар

Божидар Бакотић

РЕЗЮМЕ О правовом режиме объектов международного права Нет вопросов из области международных отношений или международного права, которые в конечном счете нельзя бы было свести к проблемам, связанным с понятием суверенитета. Вышесказанное относится и на процесс эволюции, происходящий в международном содружестве, а в особенности на усиление взаимной зависимости ее членов. Существование и развитие новых форм сотрудничества между странами ведут к увеличению числа международных договоров, т.е. к увеличению числа норм международного права. Поскольку каждая норма влечет за собой известное ограничение для государств, она тем самым затрагивает и их суверенитет, несмотря на хорошо известное противодействие государств всему, что, по их мненшо, представляет урезывание их суверенных прав. В рамках этих конфликтных тенденций возникают новые тенденции, параллельно с ограничением суверенитета, растет тяготение к его увеличению и расширению, к экспансии земельных пространств, в границах которых могут осуществляться суверенные права. Анализ норм, являющихся важнейшими для установления правового режима разных объектов международного права (внутренние воды, территориальные воды, запретные зоны, открытое море, шельф, воздушная территория, Арктика и Антартика) и также и обзор их развития приводят к определенным выводам; 1. Территории, рассматриваемые современным международным правом, в качестве территорий строго суверенных, стали шире. Государства не только не обнаруживают волю отказаться от такого суверенитета, но противятся ему даже в случаях, когда речь идет о спорных территориях; 2. Что касается установленных суверенных прав, правовой режим области, над которой ни одна из стран не может осуществлять исключительное право суверенитета, допускает экспансию суверенитета; 3. Определение правового режима области, над которой ни одно государство не может располагать правом полного суверенитета, отличается расплывчатостью, в частности, неуточнены такие определения, как,

(ei) В. Биљешку 3.