Topola

между антитринитаризмоми и реформаціей, если бы первый только докончили недоконченное, но боязливо и робко чувствуемое последнею, то можно было бы ожидать искреннихъ симпатій и дружескими отношеній между представителями той и другой стороны, можно было бы ожидать, что дві стороны тісно соединятся между собою, чтобы общими силами преследовать общія діли. А между тіми на самомъ ділі мы не видимъ ничего подобнаго. Ненависть и презрініе, ожесточеніе и безпощадное желаніе казни —вотъ что на первыхъ же порахъ вызвали антитринитаріи со стороны реформаторовъ. Разъ за обідоми' между Лютероми и Мелаяхтономъ зашла річь о Кампані. Лютери называли его проклятыми богохульникоми и мальчишкой, си которыми не стоить даже вести переписки, потому что оти этого они становится боліє гордыми и дерзкими; Меланхтоми замітили только: моя мысль —написать бы герцогу Юлихскому, чтобы они вздернули его на висілину (‘). Газві Кальвини казнили бы таки жестоко Сервета, если бы дослідній его мысли проводили ви своихи сочинсніяхи? Исторія сохранила нами множество казней, совершенными нади антитринитаріями по инидіативі и даже требованию реформаторови, а сколько совершено было смертными приговорови, жертвы которыми не удостоились доли обратить на себя вниманія літописдеви!.. Такія отношенія реформаторови ки антитринитаріями говоряти сами за себя, оні наглядными образоми показываюти нами, что та и другая сторона преследовали своп діли, что ціли преслідуемыя антитринитаризмоми вызвали усиленную, неоазбиравшую средстви, діятельность со стороны реформаторови ки его прекращенію. А такія отношенія и такой характери реформаторови очевидно ділають несостоятельными взгляди католичества на причины появленія антитрипитаризма. Ки этому же результату

(') Luthers Werke, Ausg. von Walch. Th. XXII.