Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

ГРАБАНСКИ ЗАКОНИК КАО ОДРАЗ НАШИХ ДРУШТВЕНИХ ОДНОСА

венная собственность не должна быть, собственностью социалистического общества или социалистического государства для того, чтобы рассматривалась общественной собственностью. Она может быть собственностью социалистических юоридических лиц и в то же время не утрачивает общественный социалистический характер. Принадлежащее социалистическим юридическим лицам право пользования имуществом, являющимся общественной собственностью, понимается в пределах, установленных законом, как право собственности. В глазах обычного гражданина социалистическое юридическое лицо почти всегда является собственником имущества, имеющегося у него, хотя оно и представляет общественную собственность, в) Самоуправление и гражданский кодекс. Автор исходит из убеждения, что самоуправление, являясь специфичностью югославской действительности, не может представлять собой основу будущего гражданского кодекса, ибо оно является внутренним делом трудовых организаций (социалистических юридических лиц), в то время как гражданский кодекс регулирует внешние правоотношения между субъектами права в отношении благ и услуг. 3. Субъективное право как правовое выражение общественных отношений и гражданский кодекс, особо останавливаясь на вопросе признания права трудящихся на результаты труда, осуществленные общественными средствами на основании права на труд. В связи с субъективными правами, автор критикует точки зрения, отрицающие субъективные права, и утверждает, что с исторической точки зрения узурпация и ограничения субъективных прав, а одновременно и кажущееся их отрицание, наступали в периоды полного расцвета или же в периоды оформления определенного общественно-экономического строя (напр. в период первоначальной аккумуляции капитала, в период государственного капитализма в буржуазных странах, в период т. наз. административного социализма, т. е. первой фазы жизни социалистического общества). В связи с признанием за трудящимися права на результаты труда, осуществленные общественными средствами, на основании права на труд, автор полагает, что нет основания для мнения, усматривающего в данном праве основное гражданско-правовое отношение, основное субъективное гражданское право. Право трудящихся на результаты своего труда осуществляется по положениям правового регулирования труда, а не гражданского кодекса и потому к нему не следует применять начала гражданского права. В то же время, независимо от того какими законами оно будет регулироваться, данное право может иметь лишь характер притязания (относительного права), какое имеет сегодня и какое имело всегда. Трудящимся не может быть признано какое-либо абсолютное право на результаты труда (напр. право собственности в Форме совместной собственности), ибо это привело бы к превращению собственности социалистических юридических лиц в групповую частную собственность, а самых этих лиц в частниковюридических лиц, в силу чего бы социалистическое общество утеряло свой социалистической характер.

SUMMARY The Civil Code as the Reflection of our Social Relationships In connexion with the pending enactment of the Yugoslav Civil Code, the author treats two basic points in the article. 1. Could the Yugoslav Civil Code be radically new with respect to the existing and former civil legislation. In the opinion of the author the future Yugoslav Civil Code should have a great deal of similarity with the current and former civil legislation, including the Roman Law; this similarity is