Bitef

заполнившими зрительный зал ? Вот вопрос, к которому в конечном итоге сводятся все наши споры, поиски, волнения. Именно этим целенаправленностью репертуара, его гражданственностью определяется сегодня лицо театра, его направление, его эстетическая программа. Мне выпала честь представить вам один из самых молодых московских коллективов театр драмы и комедии на Таганке. Он, этот театр детище сегодняшнего дня, тех интересных и знаменателяных процессов, которые происходят в общественной жизни и в искусстве. За минувшие годы советский театр пережил бурное и счастливое время; бережно поддерживаемый партией, он окреп, возмужал, пустил новые жизнеспособные побеги. И один из таких молодых побегов театр драмы и комедии на Таганке. Датой его рождения мы считаем 23 апреля 1964 г. А случилось это так. Известный вахтанговский актер Юрий Любимов поставил со своими выпускниками учлища им. Шукина пьесу Бертольта Брехта „Добрый человек из Сезуана”. Спектакль этот молодой, яркий, необычный снискал себе не только громкую, но и прочную славу. Возникла мысль: стоит ли распускать в разные стороны людей, его создавших? Нельзя ли сохранить спектакль, продлить его жизнь? Эту мысль на страницах центральных газет высказали писатель К. Симонов, крупнейшие советские ученые Д. Блохинцев, Б. Понтекорво, Г. Флеров, народный артист СССР Б. Бабочкин. Тогда-то и родилась идея пригласить заслуженного артиста РСФСР, Лауреата Государственной премии Юрия Любимова в качестве главного режиссера театра, а вместе с ним и его воспитанников. Нельзя сказать, что процесс этот был легок. Ведь театр этоне просто здание со сценой и партером, это прежде всего коллектив единомышленников, увлеченных общими целями, задачами, интересами в жизни и в искусстве. Сейчас в репертуаре театра 18 спектаклей. Три из них мы показем вам, нашим зрителям. Вам предстоит быть судьями наших поисков. Итак, днем своего рождения мы считеам 23 апреля 1964 года, когда на сцене театра на Таганской площади состоялась премьера спектакля ~Добрый человек из Сезуана” Б. Брехта. Одно из центральных мест в репертуаре нашего театра занимает спектакль „А зори здесь тихие ...” по одноименной повести Б. Васильева. Спектакль о войне, о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. Повесть Б. Васильева „А зори здесь тихие ...” посвящена маленькому эпизоду, одному мгновению в гигантнтской битве за свободу нашей родины: пятеро девушек-зенитчиц и старшина Федот Евграфыч Басков волею военных судеб оказываются на переднем крае войны. Направленные на поиск за двумя диверсантами, они неожиданно встречают шестнадцать воору женных до зубов фашистов, но ни на мгновение не возникает перед ними вопрос, как поступить. Не возникает потому,

что ответ однозначен: врагу нет места на нашей земле. И девушки гибнут одна за другой, выигрывая ценой своей жизни драгоценные мгновения победы. Сколько про это книг написано, сколько спектаклей поставлено, фильмов! Но слишком многое связано с войной в народной памяти, и не скудеет тема, какие бы долгие не прошли годы. Только нужно, чтобы к ней всегда прикасались руки настоящих художников. Центральную роль в этом спектакле, роль старшины Баскова, исполняет заслуженный артист РСФСР Виталий Шаповалов. В остальных ролях заслуженная артистка РСФСР Зинаида Славина, заслуженный артист РСФСР Готлиб Ронинсон, артисты Елена Корнилова, Татьяна Жукова, Наталья Сайко, Нина Шацкая, Иван Бротник, Виктория Радунская и др. Мы покажем бессмертную трагедию У. Шекспира „Гамлет” в переводе Бориса Пастернака. В заглавной роли выступит артист Владимир Высоцкий. В спектакле заняты заслу женная артистка РСФСР Алла Демидова, артисты Вениамин Смехов, Наталья Сайко, Валерий Иванов, Лев Штейнрайх и другие. И, наконец, спектакль „Десять дней, которые потрясли мир” по мотивам одноименной книги Джона Рида, замечательного американского коммуниста, восторженного поклонника Октябрьской революции. Этот спектакль театр поставил как народное представление „с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой”, обратившись к традициям празднования первых годовщин Октября, массовых зрелищ, программ „Синей блузы”, окон РОСТА; используя широкие выразительные средства агитплаката. Передать героический пафос революции, утвердить правду Ленина, правду революции, и беспощадно высмеять, заклеймить врагов революции, тщетно пытающихся повернуть историю вспять такую цель поставил перед собой театр в этий работе. В спектакле принимает участие вся труппа театра. Роль Керенского исполняет Владимир Высоцкий. В целом ряде эпизодов зрители увидят артиста Валерия Золотухина. Спектакли „А зори здесь тихие...” и „Гамлет” оформил главный художник театра Давид Боровский, удостоенный золотых медалей на Пражском Квадриеннале и на Me ждународной выставке сценографии в г. Нови Сад (Югославия) за оформление этих спектаклей. Все спектакли идут в постановке главного режиссера театра Юрия Любимова. (Директор Московского театра драмы и комедии на Таганке Н. Л. Дупак)