Bitef

Но здесь я должен остановить перечисление, чтобы предупредить: даже самым хорошим можно „перекормить”. Не надо ставить Брехта до умопомрачения, как одно время ставили пьесы Горького, надолго отбив j зрителей интерес к ним. Кроме Брехта на Западе есть другие революционные драматурги. Пора, наконец, открыть для нашего театра драматургию Шона О’Кейси. Я убежден, что для театра любимовского стиля такой драматург просто находка. Театру также очень подойдут по манере экстравагантные пьесы Бернарда Шоу. Кроме театра революционного существует интересная интеллектуальная драма современности, возникшая за Западе за последние десятилетия. К со жалению, обостоятелъства сложились так, что мимо нашего театра, не задев его, пешло несколько периодов развития мировой драмы XX века. Еше не ступали на наши подмостки Пиранделло, Жироду и Ануйль. В немецкой, английской, итальянской, французской, испанской драме много такого, что заслуживает быть показанным советским зрителям. В этом отношении театр на Таганке может сыграть роль первооткрывателя. Но, конечно, прежде всего театр будет ждат новых пьес от советских драматургов. Хочется верить, что появление такого театра, как любимовский, вдохновит некоторых из них писать именно для этой сцены. Может быть, заинтересуются театром наши молодые поэты и у нас появится поэтическая драма, написанная современным стихом. Дело, однако, не только в репертуаре. Теперь для актеров начинаются глазные трудности и испытания. Тому, кто знает театр, видно, как склеен спектакль. Первая опасность заключается в том, что угаснет пыл и начнется обычная для наших театров история все станет разваливаться по кусочкам. Па одном энтузиазме искусство создавать нельзя. Нужна строжайшая творческая дисциплина. С каждым успехом она должна крепнуть, а не ослабляться. У театра есть отличный режиссер, но, чтобы его блестящая заявка привела к возникновению театра с хорошим творческим коллективом, надо воспитать актеров. Театр в целом преобразился, но ему еще предстоят испытания проверка индивидуальных актерских дарований. Того, что могло „сойти” в таком большом обозрении, еще недостаточно.Ю. Любимову понадобится проявить свое дарование педагога для того, чтобы, создавая новые спектакли, воспитать актеров для больших и значительных ролей. Будем надеяться, что это ему удастся. Закон искусства постоянный рост. Это дается нелегко, но если этого не будет, то все сделанное исчезнет как метеор. Все это элементарно, но, к со жалению, общеизвестные истины стали в нашем театре предметами словенского обихода, не имеющими никакого отношения к практике. Сейчас это одна из самых больших бед нашего театра. Нам не нужны больше декларации режиссеров и актеров.

Нужна настоящая творческая работа. Говорить и даже рассуждать научились все, а кто не научился, тому пишут тексты опытные зав литы или журналисты. Мы хотим не разговоров о театре, а самого театра, вот так, как сделал Ю. Любимов, как делают другие настоящие мастера сценического искусства. Театр имеет неисчерпаемые возможности развития. Мы хотим, чтобы он на самом деле развивался. (А. Аникст)