Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

В случаях возникновения ответственности причинителя вреда за свои действия исходят из принципа вины как основания для возникновения обязательства за причиненный вред. Степени виновности не имеют больше того значения, какое имели раньше. В настоящее время она учитывается лишь в случаях, когда вопрос идет об уменьшении или увеличении размера возмещения вреда и об ответсвенности работников за причиненный вред. В случаях возникновения ответственности за противоправные действия другого лица, лишь в случаях ответственности родителей и опекунов за вред, причиненный несовершеннолетним, и опекуна за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, их гражданскую ответственность можно было бы основывать на принципе релятивной презумпции вины. В остальных случаях возникновения ответственности за других лиц (ответственность трудовой организации за работников, владельца, ремесленной мастерской за своих рабочих, юоридического лица за своих органов) при определении её следовало бы учитывать разные обстоятельства их действий, т. е. принимать во внимание обстоятельства, при которых общественные юридические лица, подвергаясь риску, руководили рабочим процессом, и при которых пошли на страх и риск гражданские юридические лица. В случаях ответственности за деятельность, представляющую повышенную опасность для окружающих, ответственность определялась бы в зависимости от степени причиненного вреда. И, наконец, в югославском праве все большее значение приобретает и ответственность за вред по договорам страхования. Югославское право признает следующие основания для ответственности за вред: наличие вины (доказанной и предполагаемой), риск (при чем и руководства рабочим процессом и действительный риск), справедливость и страхование.

SUMMARY Civil-Legal Delict Responsibility for the Caused Damage in Our Jurisprudence The civil-legal delict responsibility for the caused damage has its place in the obligation law in the SFR of Yugoslavia. The obligation law in Yugoslavia containes rules on the responsibility for one’s own harmful actions, for harmful actions of others and for the harm caused by things. The principle of guilt, as the ground of tire delict responsibility for damage, is taken as the responsibility for one's own harmful action. The degrees of guilt have no more the importance they used to be given. To-day they are taken into the account only when decrease or increase of the compensation for the damage is involved, or when it is the question of the responsibility of a worker for damage.