Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

РЕЗЮМЕ Социалистические страны и международное право Сквозь призму перемен, происшедших в мире за последние пять десятилетий: появление ряда социалистических стран, технологическая революция, приведшая к еще более тесной взаимозависимости государств, автор критически оценивает тезу советских теоретиков о социалистическом международном праве, рассматриваемом самостоятельной системой правшу регулирующих отношения между социалистическими странами. Указывая на эпохальное значение Октябрьской революции, на необходимость научной обработки внешней политики первой страны социализма, автор находит, что эту политику нельзя принять без ее критического пересмотра. Лишь с помощью тщателного одбора и критического пересмотра всех событий и каждого периода-возможно прийти к правильным теоретическим обобщениям. Взаимоотношения социалистических стран, по словам автора, должны рассматриваться в широком контексте всей марксистской философии, всеобъемлющего взгляда на мир, а, с другой стороны, с учетом изменившейся обстановки во всем мире. Маркс и Энгельс в своем учении выдвинули идею построения общества на универсальном плане, с отмиранием государства как общественно-политических организаций. В этом учении обоснованы и принципы пролетарского интернационализма, этого этического кодекса мирового рабочего класса. Однако вместо задуманной всеобъемлющей мировой системы появился плюрализм государств с разными общественно-экономическими системами. Победа социализма в одной стране, принятие учения Ленина о возможности сосуществования двух общественно-экономических систем, имело своим последствием триумф этатизма со всеми вытекающими отсюда последствиями на международном плане: строго формальная структура отношений, территориальный принцип, невмешательство во внутренние дела других государств и т.д. В этой области происходят первые самые роковые отступления от идей,заложенных Марксом и Энгельсом. Система государств разграничила просторы для свободной действенности и наложила обязанность приступить к пересмотру являний и принципов марксистской философии на уровне государств. Современный международный порядок, в формировании которого участвовал и СССР, построен и действует на этатистических основах, независимо от разных схожих или же одинаковых общественных систем в отдельных государствах. Общая идеология социалистических государств представляет собой концепцийские рамки, внутри которых осуществляется внешняя политика, а не юридическую основу прав и обязанностей. Сотрудничество социалистических государств может осуществляться только лишь в границах процедур и актов, предусмотренных частично общим международным правом, частично конституциями отдельных стран. Другая сторона данной проблемы, которой автор достаточно уделяет места, заключается в обстоятельстве, что идеология в современных сложных условиях, в международных отношениях не проявляет себя в своем чистом виде. Данную тезу автор подкрепляет многочисленными примерами.

SUMMARY Socialist States and International Law In thelight of the changes that have taken place in the world in the course of the last five decades: establishment of several socialist states, technological revolution that caused a close interdependence of states- the author critically considers the proposition of the Soviet theoreticians bearing on the socialist international law, as an independent system of rules governing rela-