Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

њака. Тиме би био задовољен један од услова А а ови органи буду оспособљени да раде схручно и оперативно. Ограниченост њихових „политичких” овлашћења као и везаност (да се не каже и подређеност) за Скупштину и Извршно веће су, при томе, несумњиво значајна брана рађању технократизма и другах сличних појава које би могле да настану из оваквог карактера управе. 111. Према томе, посматрано са становишта даљег развоја и учвршћења скупштинског система у СР Србији, ваљало би уложити напор да се остваре три основна захтева. Прво, да Скупштина постане у већој мери једно радио тело и да буде мање под утицајем изврпших и управних органа у вођењу политике, а посебно у вршењу законе давне делатности. Једном речју, да буде више него што je у овом тренутку, највиши орган власти и орган друштвеног самоуправл>ан>а и да као таква остварује своју друштвену улогу. Аруго, да Извршно веће буде у већој мери истински политичко-извршни орган Скупштиые (,дюлитичко-извршни одбор”), а мање влада чији елементи су у извесној мери данас присутни у бићу Изврпшог већа. Треће, да управа буде мање утицајна, а више оперативна, стручна и ефикасна као и да буде чвршће повезана са самом Скупштином.

Ар

Павле С. Николић

РЕЗЮМЕ Одна из попыток последовательного осуществления асупщинской системы Скупщинская система в СР Сербии Ввиду, того, что поятие скупштинской системы по разному понимается и толкуется, вследствии чего наблюдаются и различные подходы к объяснению проблемы скупштинской системы в СР Сербии, автор вначале пытается определить понятие и характер скушцинской системы вообще. Принимая ее в качестве совершенно особого типа системы власти, автор подчеркивает, что элементы и характеристики скушцинской системы следует находить в началах демократического единства власти и в самом порядке его осуществления. Современная скупщинская система в СР Сербии, концепции и механизму которой в статье отведено центральное место, построена на началах, заложенных еще Конституцией 1963 года. Автор указывает на основное стремление, получившее свое выражение как в Конституции на практике, осуществление принципа, по которому Скупщина Республики является наивысшим органом власти и органом общественного самоуправления в Республике. Такое свойство сообщают ей, с одной стороны, концентрация функций и широта ее компетенции, а с другой соответствующие взаимоотношения с полнтическо-исполнительнымн и управленческими органами, что неминуемо оказало свое влияние и на положение и характер указанных органов. Особое значение имеет концентрация нормативных функций в руках Скупщины и ее более широкая законодательная активность на практике. При этом автор полагает, что генеральное полномочие Исполнительного веча Республики, по которому оно может издавать положения об исполнении законов, не способствует последовательному осуществлению скушцинской системы. Эту же точке зрения _автор занимает и в отношении весьма выраженной, почти монопольной, законодательной инициативы Исполнительного веча Республики. Приходя к выводу, что отношения между Скупщиной и остальными органами также