Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

УРЕБЕЊЕ ДРУШТВЕНИХ ОДНОСА КОЈИ СЕ ТИЧУ НАСЛЕБИВАЊА

има места на којима се треба задржати. Свесни смо да новине могу бити унете тек након понирања у проблематику датих друштвених односа, али не видимо зашто у одговарајућој мери не бисмо учинили оно што je разумно и што заслужује да буде предмет озбиљне пажње. Прилика je ту и прекорно би било не искористити je. Уставни амандмани отворили су даљу перспективу развоја нашег самоуправно! друштва и у тим коордшгатама ваља приступити обављању посла који предстоји. При томе пажња треба да буде усредсређена на питања чије адекватније решење може представљати добит за садашњи текст Закона о наслеђивању који и иначе спада у прворазредна законска дела.

Др

Момчило Курдулија

РЕЗЮМЕ Как приступить к урегулированию правоотношений, касающихся наследования Основной вопрос, содержащийся в заголовке данной статьи, залкючается в порядке похода к указанной проблематике. Здесь имеются два пути: взять текст Закона о наследовании и в пределах, определяемых социальными потребностями, подвергнуть его изменениям или же отказаться от существующего текста и приступить к выработке нового. После изучения доводов, говорящих в пользу одного или другого пути, приходим к выводу, что значительно больше имеется доводов, говорящих в пользу того, что, исходя из существующего текста Закона о наследовании, следует произвести в нем изменения в духе указанных критериев. В Законе о наследовании осуществлены возрения, могущие с успехом служить целям проводимой социальной политики. Его основные начала покоятся на ряде незыблемых установок нашего общества на данной фазе строительства новых общественных правоотношений, а сами положения высоко ценимые и в отдельности и в глобале почти полностью соответствуют требованиям жизни. К числу положений, о которых этого нельзя бы было утверждать, относятся и следующие: право внебрачных детей на наследование, число наследников по закону, уменьшение наследственной доли пережившего супруга, право на наследование гражданских родственников, отказ от наследства, отказ от неоткрывшегося наследства и др. Первенство детей, основанное на их происхождении в смысле закона, наиболее рельефно и четко выражается в наследственном праве. А е ти наказываются за „грехи” природы, хотя в этом нет их никакой вины и хотя к ним общество предъявляет те же требования и ожидает от них тех же результатов, как и от детей, рожденных в браке. Это неравенство между детьи, рожденными в и вне брака, следует полностью устранить. Число родственников, являющихся наследниками по закону, настолько велико, что создается впечатление, что ведет свое происхождение еще от времен начала нашего века и их число следует сократить. И положения ст. 12 существующего Закона в своем применении иногда приводят к нежелательным результатам, что также следовало бы устранить новой формулировкой. Создание условий, обеспечивающих более полное осуществление целей усыновления, требует модификации правил, касающихся усыновления. Также останавливает внимание и вопрос числа и формы, в которых может быть выражено распоряжение на случай смерти. Наконец, следовало бы отменить положение, по которому потомок по соглашеншо с предком может отказаться от наследства, которое бы к нему перешло после смерти предка. Конечно, все это лишь некоторые из вопросов, требующих своего адекватного разрешения.