Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

не вриједности) као једине основе ограничена одговорности бродара ублажило или отклонило потешкоће ко je се у практично] примјени испољавају. Будућој конвенцией о мјешовитом пријевозу, односно о мјешовитом пријевозу контејнера јединствени сустав ограгатчења одговорности по јединшш тежине олакшао би барем у том погледу универзалнију примјену.

Ар

Иво Грабовац

РЕЗЮМЕ Ограничение ответственности перевозчика по единице веса при перевозке контейнерима Международная конвенция по согласованию некоторых положений о коносаментах 1924 года в ст. 4 п. 5 установила ограничение размера ответственности нрактовщика, не позволяя ему оговоркой в договоре морской перевозки уменьшать установленную сумму. Выражение „поштучно или единица груза” (англ, »per package or unit«) служившее в качестве основания для расчета вознаграждения, вызвало в теории и в судебной практике разные комментарии в толковании и распространении применения. С появлением в современном морском транспорте контейнеров и с развитием перевозок в контейнерах, еше в большей степени разгорелся спор об адекватном применении правил ограничения ответственности перевозчика, основываюшейся на понятиях место или единица груза. Конвенция о коносаментах 1924 г. была изменена Протоколом в 1968 г. Протокол подверг изменению и ст. 4 п. 5 Конвенции о коносаментах 1924 г. (была поднята граница ответственности и введена альтернативная возможность ограничения по килограмму веса брутто утерянного или поврежденного товара). В отдельном абзаце Протокол в особом порядке регулировал актуальную проблематику ограничения ответственности Фрахтовщика при приеме контейнеров. В Протоколе указывается (ст. 2 Протокола или же ст. 4 п. 5 измененной Протоколом Конвенции о коносаментах), что в случаях употребления контейнеров, палет или другой тары для совместного помещения груза, каждое место, внесенное в коносамент в данную тару рассматривается в качестве одного грузового места или одной единицы, т.е. каждая тара будет рассматриваться как одно место или единица. Нет сомнений, что Протокол 1968 г. означает шаг вперед, желая проблематику ограничения ответственности урегулировать в обогоднохгои емлимом порядке в согласности с современными условиями морского транспорта. Однако, следует задуматься и над отклонением собственных затруднений в будущем. Решение фрахтователя о внесении в коносамент или о неупоминании в нем указаний о числе мест в контейнере является решающим для определения размера ответственности фрахтовщика. При этом, конечно, следует учитывать, что ответственность перевозчика может зависить и от того, кто упаковывал и укладывал груз в контейнеры и мог ли перевозчик проверять их содержание. Если в коносаменте нет указаний о числе мест в контейнере, тогда весьма гадательным будет, что альтернативное основание ограничения (единица веса) сможет хотя бы приблизительно возместить понесенный грузоотправителем убыток. Это было бы возможным, если бы размер ограничения по единице веса был увеличен. Следовало бы безусловно задуматься над тем. что сможет ли принятие единицы веса (с указанием реальной стоимости) в качестве

ОГРАНИЧЕН) E ОДГОВ. БРОДАРА ПО ЈЕД. ТЕРЕТА Y ПРШЕВОЗУ KOHTEJHEPA