Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

ПРОБЛЕМЫ САВРЕМЕНОГ УСТАВ. УРЕБ. И ИЗБОР. СИСТ. И ДЕЛЕГ. СИСТ.

сто тога треба да се успостави директан однос. Он ће се огледати у личном учешћу човека у основној самоуправно) организацији и заједници да бира делегацију (делегате), да их позива на одговорност, да буде обавештен, да изрази захтеве, као и низ других облика који ће омогућити „директну” везу, при чему ће „технолошки” посматрано увек бити елемената представљања. Y сваком случају самоуправна делегатски пракса треба да покаже и нове облике и средства успостављања односа између радног човека и грађанина и делегата као „пуномоћника", који je истовремено и „део оних који дају пуномоћства". Y савременим условима уређивања делегатског принципа и као система и као односа, делегирање тражи да се учврсте извесне институције и средства спречавања отуђивања делегата од радних л>уди. ЕЬих треба тражити у даљој разради и примени начела делегатског система предвиЁеним новим Yctbbom.

Ар

В. Симовић

РЕЗЮМЕ Проблемы современного конституционного построения избирательной системы и система делагатов Принимая во внимание положение и характер скупщин в политической и конституционной системах Югославии, автор в своей работе исходит из значения и роли выборов, занимающих ныне особое место и играющих особую роль в применении принципов новой Конституции, принятой в начале 1974 года. Новая система „делегатов” является не только новинкой в теории и практике конституционного права, но и системой, являющейся на смену классической модели „представительной” избирательной системы. В силу этого, автор, учитывая роль выборов и избирательной системы в целом, пытался сравнительным методом в рамках конституционных и политических систем указать на их основные теоретические, исторические и практические проблемы. Одновременно автором дается краткий обзор исторической эволюции отдельных институций и принципов. Особо подчеркиваются элементы, указывающие, что и старейшие формы избирательных систем представляли составную часть политической системы и что и сам порядок проведения выборов фактически представлял собой часть прогесса политического выявления воли. Эволюция избирательной системы новейшей эпохи, в частности, либеральной демократической буржоазной системы, натолкнулась на новые требования участия трудовых слоев общества в политическом волеизъялении. Маркс указал на это и дал антиципацию новой „модели” выборов на принципах „коммунальной делегации” и общественного самоуправления. Октябрьская революция в России на практике подтвердила это положение. Развитие общественной и конституционной системы Югаславии на основах самоуправления выдвинуло и потребовало применение этих принципов (Конституционные акты 1953 и 1963 гг). Соввременная Конституция 1974 ввела делегатский принцип выборов. В статье вкратце дается анализ конституционных и соответствующих положений закона о характере и технике этих „новых” выборов.