Bitef

Театр имени Руставели всегда стремился отвечать на насущные проблемы, выдвигаемые жизнью, всегда стремился высоко нести знамя боевой гражданственности, неизменно, во всех своих спектаклях, начиная с проникнутого подлинно революционным духом пламенного спектакля Коте Марджанишвили »Овечий источник« (Лопе де Вега, 1922), и до сегодняшнего дня, до самых последних постановок. Долгий путь, естественно, не был сплошь усыпан розами. Были спектакли, выдвинувшие коллектив в ряды ведущих театров страны, подобные лучшим постановкам Коте Мард жанишвили и его ближайшего соратника Сандро Ахметели (»Гамлет«, » Затмение «, солнца в Грузии«, »Анзор«, » Разбойники«, »Разлом«, »Тетнулъд«), подобные наиболее выдающимся спектаклям последующих лет »Арсену«, »Отелло«, » Киквидзе«, »Великому Государю«, »Царю Эдипу«, »Испанскому священику « и целому ряду других, приумножающих славу грузинского театра, сценических произведений. Но были и рядовые спектакли, были явные неудачи. Словом, было все, что характерно для жизшлюбого театра. 25 ноября 1921 года Тбилисскому »Грузинскому театру « было присвоено имя великого поэта и гуманиста Шота Руставели. Год спустя со сцены этого театра зазвучали пламенные строки проникнутого революционным духом спектакля Коте Марджанишвили »Овечий источник « Лопе де Вега и началось летоисчисление грузинского советского театра. В первые годы творческой жизни сцену театра имени Руставели украшали имеш Верико Анджапаридзе, Георгия Давиташвили, Авакия Васадзе, Тамары Чавчавадзе, Ушангиа Чхеидзе, Акакия Хорава. В этот период (1922 — 1926), творческую жизнь коллектива возглавлял высокоталантливый, хорошо известный на русской сцене Коте Марджанишвили создатель грузинского советского театра. Сменивший его на посту руководителя театра талантливый, яркий творец Сандро Ахметели (1926 — 1936), в тесном содружестве с художником Ираклий Гамрекели, создал спектакли, принесшие театру огромную славу, создал театр героического духа, воплощающий действительность в крупномасштабных спектаклях. В эти годы ряды ведущих актеров пополнились новыми яркими именами, среди которых особо выделялись имена Ив. Абашидзе, Эм. А юхаидзе, В. Годзиашвили, Э. Лордкипанидзе, Г. Сагарадзе, Б. Шавишвили, Т. Цулукидзе и других. Открывшая широкие возможности для истинного творчества, советская действительность уже в 1930 году дала театру имени Руставели возможность вынести свои лучшие спектакли на суд взыскательного московского зрителя. И уже тогда, среди мо жества высоких оценок, выделился мощный голос Анатолия Луначарского, во всеуслышание заявившего, что »театр Руставели покорил Москву. . . театр Руставели выдвигается в первые ряды театров мира«. Вслед за первым успещиым знакомством с Москвой,

состоялись дальнейшие встречи со столицей (1933, 1936, 1947, 1958, 1960, 1966, 1976) и с другими большими городами страны, все более и более расширившие рамки признания. Каждая такая встреча приумно жала славу театра. Не были исключением и восьмые по счету гастроли театра в Москве в 1976 году, принесшие обоюдную большую радость и столичному зрителю, и ее грузинским гостям. С 1936 года театр с достоинством носит высочайщую награду страны орден Ленина. Новой страницей в истории театра имени Руставели вписалась первая гастрольная поездка за пределы Советского Союза встреча коллектива с румынским зрителем (1967). Затем последовали гастроли в Германскую Демократическую Республику и Польшу (1970), участие театра в днях Грузинской культуры в ФРГ в городе Саарбрюккене (1974), затем вновь в Саарбрюккене и Дюссельдорфе (1977), участие в международном фестивале Сервантино в Мексике (1977). И повсюду театру сопутствовал неизменный успех восторженные отклики прессы и бурные аплодисменты зрителей, не заглушающие, однако, внутреннего голоса самокритичности, не притупляющие самоконтроля. С 1966 года театр носит почетное звание » Академический «. История театра им. Руставели созданная и обогащенная творчеством лучших представителей грузинского театра различных поколений режиссеров К. Марджанишвили, С. Ахметели, Ак. Васадзе, Д. Алексидзе, Ш. Агсабадзе, А. Чхартишвили, С. Челидзе, М. Туманишвили, Ак. Двалишвили. . . художникое Вл. Сидамон-Эристави, Ир. Гамрекели, Л. Гудиашвили, С. Кобуладзе, С. Вирсаладзе, Ел. Ахвледиани, Д. Какабадзе, Т. Абакелия, Д. Тавадзе, И. Лапиашвили. . . полна сложными процессами развития, обновления, полна перемен, поисков, находок и потерь. Два спектакля театра »Великий Государь « и »Потопленные камни« были удостоены высокой награды Государственной премии СССР. Широко прославило грузинское советское актерское искусство творчество выдающихся мастеров сцены Ак. Хорова, Ак. Васадзе, С. Закариадзе. Их искусство всегда воодушевляло молодых, на наглядном примере воспитывало завтрашний день родного театра. В тесном сотворчестве с этими большими мастерами крепло, мужало искусство тех, кто сегодня является основным творческим ядром театра имени Руставели Ек. Вачнадзе, Г. Гегечкори, Д. Гаганидзе, Б. Закариадзе, С. Канчели, 3. Кверенчхиладзе, Эд. Магалашвили, Эр. Манджагаладзе, В. Нинидзе, Гур. Сагарадзе, К. Саканделидзе, Т. Тархнишвили, М. Чахава, Р. Чхиквадзе. . . Это уже актеры, создающие иное, качественно новое искусство. Их творчество уже само стало школой для последующих поколений. Молодежь театра это И. Гигошвили, М. Джанашиа, К. Кавсадзе, Т. Квелаидзе, Д. Квирцхалиа, С. Лагидзе, Ж. Лолашвили, А. Махарадзе, Д. Иапуашвили, И. Иачуашвили, Г. Харабадзе и другие,