Bitef

ТРАГИКОМЕДИЯ - ТРАГЕДИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

От Аристотеля, через Гегеля, до теоретиков постмодернистов, понятие трагичного в театре менялось. Несмотря на то что трагедия одно из самых старших театрологическых понятиях, которое почти подразумевается, определение трагичного в современном мире а так же и современном театре, ни в коем случае не легкая задача. Сегодняшнный мир переполнен трагическим потенциалом, но очень интересный вопрось как нынешний театар на его реагирует. Ясно что досягаемость театра ограничена и что место катарсиса уже давно вместо театральной сценисталотелевидение со своими политическими или reality show программами. Уже давно понятно что в обыкновенной политической жизни какой-либо страны существует больше елементов традиционной трагедии (пафос, катарсис, трагическая ошибка и т.п.) чем в современном театре. Все-таки, театр пережил битву со более современными СМИ и завоевал себе особый простор, и может-быть, он не влияет на общественный порядок, но конечно, может его провоцировать, испытивать, критиковать. И он это и делает, больше или меньше заметно, больше или меньше револуционно уже нескольких тысяч лет. В этом году Битеф сфокусирован на феномен манипулирования трагическим в современом мире. После множества пересмотрених спектаклов, наш фестивал пришол к выводу, постелено ставшим лозунгом этого года, который, вкратце, гласит что трагическое в нынешнем мире в театральной обработке почти всегда становится трагикомедией. Одна из дефиниций трагедии гласит: »Самая возможност трагического связана с общественым порядком, поскольку предполгает постоянные ценности которым герой добровольно подчиняется. Порядок, божеский, метафизический или гуманый, всегда на конце снова установлен. »Вопрос порядка на котором опирается современная цивилизация, это то что нынешных театральных авторов и их публику смешит и что препятствует современом человеке, слишком циничном и эгоцентричном найтись в центре трагедии по античному или Шекспировскому образцу. Таким образом в выборе этого года вместе нашлись некоторые из самых выдающих и обще известных имен интернациональной театральной сцени, которые каждый по своему, занимались современными феноменами, балансируя по тонкой грани между трагическим и трагикомическим восприятием мира в котором живут. Между ними и такие имена как Марталер, Гебельс и Гочев а уже известных белградской публике, но и художники долго уже присутствующие на международной театральной сцене, но первый раз в Белграде. В первую очеред, реч идет о американке Мег Стюарт, хореографе и танцовщице живущей и работащей в Европе. Нехватка места название спектакля Марталера и отличная метафора для современого человечества и очевидно большая трагикомическая тема современого театра.

Аня Суша и Йован Чирилов