Bitef

СТАТЪИ СЕЛЕКТОРОВ NO LOGO Впервые по прошествии сорока трех сезонов фестиваль Битеф не выдвигает девиза. Мы намеренно избегаем употребления слова «тема» потому, что независимо от девиза у каждого Битефа всегда есть более или менее легко определяемая тема или темы, ибо искусство театра неразрывно связано с общественным и политическим контекстом, в котором оно возникает, и всегда, сознательно или бессознательно, на него реагирует. Это решение явилось реакцией на своеобразную ситуацию, в которой Битеф нередко оказывался в последнее время. А именно, начиналось перечисление спектаклей, соответствующих или не соответствующих выдвинутой теме фестиваля, часто в ущерб детальной оценке и анализу самих спектаклей, что препятствовало проведению серьезной и продуманной профессиональной полемикио программефестиваля. И это несмотря на объяснения селекторовотом,что заявленная тема отражает только часть программы, что она всегда выдвигается именно как предмет обсуждения, оставляя пространство для дополнительных интерпретаций и истолкований. Не помогали и сопоставления с другими схожими мероприятиями, проходящими и в нашей стране, и за границей, темы которых ни когда не подвергаются подобному обсуждению. Устав от того, что в конце сезона мы неизменно оказывались в весьма невыгодной ситуации, несмотря на то, что в программе Битефа всегда бывало множество достойных спектаклей, желая найти более серьезные темы для полемики с общественностью, мы решили, что темой \ девизом Битефа будет сам Битеф, то-есть его программа. Мы хотели хоть ненадолго выйти из роли «селекторов-интерпретаторов», предоставить спектаклям возможность вступить в прямой диалог и осуществить непосредственный контакт с аудиторией. В этом году мы задались целью дать возможность театрам говорить от своего имени и о себе, поставить на первый план субъективные высказывания людей театра, свободные от последующих истолкований селектора. Отсутствие темы \ девиза не должно, разумеется, означать желания избежать ответственности, это надо понимать как стратегию, направленную против маркетинга и меркантильности. Такая стратегия является частью эстетики NO LOGO. Проблема не сводится к наличию девиза или его отсутствию, ибо девиз, по нашему убеждению, есть лишь формальный повод для глубоких и существенных дискуссий о других, гораздо более важных вопросах,с которыми Битеф сталкивается со времени своего основания идо наших дней. Это, например, вопрос о мейнстриме и альтернативных направлениях, о подлинном искусстве или коммерческом театре, о проблеме театра институционального (стационарного) или не - институционального. Битеф в этом году станет не только местом исследования общества и общественных условий, но и местом исследования самого фестиваля. Присоединяйтесь к нам! Аня Суша и Йован Чирилов.