Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

О ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОМ ИСПИТИВАЊУ ПРЕСТУПНИШТ ЬА

том смыслу се данас изграђује и развија практична и истраживачка криминолошка методологија. Y томе су постигнуты значајни резултати и поред различитих схватања многобројних кршшнолошких питања. Међутим, за изграђивање одговарајућих криминолошких метода потребно je y томе ићи даље. Y оквиру те активности потребно je продубљивати успостављене научна аспекте, установљавати нове, утврђивати везе међу њима адекватно криминолошкој структуры преступништва као сложеној друштвеној подави, а у зависности од нивоа и цнља испитивања преступништва то јест дијалектички.

В. Пешић

РЕЗЮМЕ Об интердисциплинарном исследовании преступности Учитывая интердисцштлинарный характер криминологии, в качестве одного из его основных вопросов автор излагает его происхождение, развитие и функцию в практической и исследовательской криминологической методологии. В пределах указанной теме он, в числе остальных, касается следующих вопросов: Авторы, подвергавшие рассмотрению данную проблему, не давали детальный разбор ее развития и ее методологической функции. Кроме того, в наше время существует богатая криминологическая латература в социалистических странах, но западные авторы ею не пользуются. Вследствие этого их точки зрения по данным и остальным криминологическим проблемам часто являются односторонними. В криминологии в настоящее время существует два противположных интердисциплинарных подхода (концепции): один на Западе, другой развивающийся на базе марксистской диалектики. Для первой концепции характеристичным является возникновение, изменяемость и обновление биологических, психологических, психопатологических, субкультурных и других теорий о причинах преступности. Они находят свое выражение в интердисциплинарном подходе, в то время как по второму пониманию подобного теоретического плюрализма почти не имеется. При обследовании преступности многие криминологи на Западе сводят интердисциплинарный подход к функциям отдельных криминологий (криминальной биологии, криминальной психологии, криминальной социологии). Авторы, исходящие из марксистской диалектики, при иследовании преступности интердисциплинарный подход видят в установлении функций философии, экономической науки, социологии, психологии, уголовного и других отраслей права и дисциплин. Принимая во внимание обе концепции, автор дает развернутую характеристику отдельных вопросов данной проблемы, как например, зависимость научных аспектов от криминологической структуры преступности, функции моделей, интеграция понятий и теорий в криминологической методологии и др.

SUMMARY Interdisciplinary Investigation of Delinquency Taking that interdisciplinary character of criminology is one of its basic problems, the author exposes its origin, development, and function in the methodology of the practices and research in criminology. The following points are raised in particular. The authors dealing with this problem have not critically explained its development and methodological function; in the socialist countries there is