Bitef

ш щ ш ]\ / í о око в скип театр JUCJlll Ш tí драмы и комедш ш Jr Г Таганке поставил необычайнейшее

представление, названное по знаменитой книге Джона Рида „Десять дней, которые потрясли мир”. Постановку горячо встретили зрители и критика в Москве и Ленинграде. Спектакль был большим испытанием для его постановщика. До этого Ш. Любимов, занимавшийся режиссурой в качестве педагога училища имени Щукина, поставил пьесу Брехта „Добрый человек из Сезуана”. Ни один из московских студенческих спектаклей не имел такого успеха, как этот. Достаточно сказать, что его повторяли в течение двух сезонов. Реальным результатом успеха явилось то, что Ю. Любимое был назначен главным ре жиссером Московского театра драмы и комедии, куда перешли основные исполнители пьесы Брехта. Это положило начало обновлению театра на Таганке, который совсем захирел в последние годы. Н. Губенко, мимов Ю. Медведева, А. Чернову, В. Белякова. Таким образом, спектакль не только большое достижение его создателяЮ. Любимова, но и успех всей труппы, поддержавшей и блестяще осуществившей замысел режиссера. Мы хотели отдать должное всем участникам представления не в конце, как это обычно делается скороговоркой в рецензиях, а в самом начале. Но все это только присказка. Постановка Ю. Любимова имеет значение, выходящее за рамки вопроса о его личной судьбе как ре жиссера. Дело не взтом, что появился новый режиссерский талант, и не в том, что в Москве одним хорошим театром стало больше. Речь идет не о привычном театральном успехе. В этом же сезоне появились некоторые другие интересные спектакли, однако они не могут идти в сравнение с „Десятью днями, которые потрясли мир”. Спектакль Московского театра драмы и комедии, поставленный Ю. Любимовым, это событие в истории нашего театра. Рассказать о том, почему я так думаю, и составляет задачу сатиь. Однако пусть читатель не ждет описания спектакля. Оно уже было дано в нашей печати Г. Бояд жиевым (Советская

культура” , 3 апреля 1965г.) и Б. Галановым („Литературнаягазета”, 22 апреля 1965 г.). Мне же хочется поговорить о принципиальных вопросах, которые ставит перед нами эта постановка. Спектакль Ю. Любимова дает основания для этого. Как известно, с конца тридцатых и по начало пятидесятых годов, на целое двадцатилетие и, пожалуй, даже больше на четверть, века в нашем театре утвердилось господство одного направления, представленного школой МХАТ. Оно было объявлено вершиной реализма в театральном искусстве, и всем театрам пришлось признать первоосновой сценического искусства режиссерскую систему К. С. Станиславского. Это произошло не в порядке добровольного присоединения театров к школе МХАТ, а посредством административных мер. В 1938 году был закрыт театр под руководством Вс, Мейерхольда. Его создателя, возглавлявшего направление, противополжвпрочем, МХАТ неповинен). В1939 году был закрыт Реалистический театр, которым руководил И. Охлопков. Дольше других существовал Камерный театр. Его руководитель А. Таир ох старался „перестроитися”, но не смог отказаться от себя, и в 1950 году театр был закрыт. Объяснение, которое дает всему этому трехтомная „История русского советского драматического театра”, теперь едва ли может кого-нибудь удовлетворить. Эту страницу истории нашего театра пора написать заново. Вспоминая предшествующий период, нельзя не отметить, что из всех режиссеров наибольшее упорство проявил Н. Охлопков. Он продолжал свои искания и все время вводил в спектакли приемы сценической условности. Он же был первым, кто с середины пятидесятых годов начал борьбу против единообразия в театре. Если Н. Охлопков в этом отношении был наиболее активен среди московских режиссеров, то в Лынинграде такую роль играл Н. Акимов. За ними последовали некоторые другие режиссеры, и немхатовские приемы все чаще стали появляться на нашей сцене. К началу шестидесятых годов гегемонии МХАТ пришел конец. За системой сохранили значение не догмы, а руководства к действию, но уже и практическое применение ее Худежественным театром перестало казаться образцовым. Итак, наш театр снова стал разнообразнее, богаче, и не будь ряда постановок последнего десцтилетия, появление любимовских спектаклей было бы невозможно. В первую очередь надо назвать „Оптимистическую трагедию” Вс. Вишнехского, поставленную Г. Товстоноговым к XX съезду партии. Этот спектакль напоминал о героических традициях революции и гражданской войны. Кому посчастливилось побывать на спектакле в дни съезда, тот не забудет, как в зал, о жидавший начала представления, вошли два матроса-