Bitef

I КРИЗИС КАПИТАЛА, ИСКУССТВО КРИЗИСА Театру как виду искусства свойственна очень быстрая реакция на явления общественной жизни. Едва только мир успел осознать, что оказался в эпицентре экономического кризиса, I как театр уже начал реагировать на окружающую его действительность. Приведет ли кризис капитала и к кризису искусства -таким вопросом задаются социологи, антропологи, политики, ■ зрители, а чаще всего сами деятели искусства. Задают себе этот вопрос и люди театра, которые 1 ищут ответ в самом своем искусстве, I Опыт предшествующих экономических и исторических кризисов подобного рода приводит к убеждению, что театр способен строго предупредить, опечалить, утешить, развеселить, I указать, отметить, заставить придти в себя, разгневать... Театр может больше, чем он сам думает и больше, чем он намеревается сделать. Театр эпохи кризиса не должен представлять I кризис театра, но искусство кризисного времени. Битеф постарается разглядеть проявления искусства кризиса в спектаклях, которые о нем говорят или отражают его, и показать те из них, которые соответствуют художественным ■ критериям фестиваля, в Белграде в сентябре, на 43 Битефеo9. Не все спектакли будут содержать ■ непосредственный ответ на поставленную тему, но таковых будет достаточно, чтобы и наша отечественная, и мировая общественность смогла их увидеть собранными вместе в нашем I городе, где с 1967 года проходит фестиваль, который своим искусством всегда стремился отражать свое время. Вовлеченный в водоворот событий и потому располагавший в этом году ограниченными средствами, Битеф покажет в своем репертуаре меньше, чем обычно, спектаклей. Однако при этом мы ориентировались прежде всего на критерии высокого качества в отборе того ■ нового, что в данный момент проявляется в сценическом искусстве как во всем мире, так и у 1 нас.

Йован Чирилов и Аня Суша

СМЕРТЬ КОММИВОЯЖЕРА Программа Битефа в этом году составлялась при весьма неблагоприятных обстоятельствах. Вся работа авторов программы проходила под сенью набиравшего силу экономического кризиса, и было совершенно не известно, сколько спектаклей смогут принять участие в предстоящем ■ фестивале. С другой стороны, столь возбуждающая атмосфера времени, в котором мы живем, ■ послужила для нас источником вдохновения. Так возник девиз этого года «Кризис капитала и искусство кризиса» , который помогает нам исследовать соотношение современного театра