Bogoslovlje

связанное с духовным напряжением, с стремлением оживить в себе сложный процесс, который переживал художник, когда создавал свое произведение. Это наслаждение, представляет собой всестороннее душевное возрастание и возвышение и потому воспитание ему посвящает самое большое внимание. Это второе наслаждение лучше было бы назвать „переживанием“ искусства. Точный анализ художественного переживания указывает на то, что хедонизм имеет в виду прежде всего наслаждение и соответственно этому воспитывает. В искусстве хедонизм появляется как теориа подражания, биологизм и теория идентификации. Теория подражания в воспитании приводила бы только к подражанию природе. Биологизм стремится к эстетическому формированию самой жизни, но также ошибочен, потому что отождествляет биологическую способность организма к самоохранению с его эстетической ценностью. Теория идентификации отождествляет красоту с наслаждением. Она допускает ошибку, потому что ценность художественного произведения измеряет наслаждением, которое оно вызывает. Между тем, художественное произведение доставляет переживание, которое скорее связано с спокойствием и внутренним сосредоточием, чем с наслаждением; лучше сказать оно нейтрально в отношении удовольствия или неудовольствия. Это переживание даже носит в себе следы напряженного творчества, потому что художественное произведение создается помощью напряжения, художественный дух реализуется точно так же. Для воспитания важным является творческое переживание искусства.