Bogoslovlje

ственной великой православной силой. Благодаря браку Ивана 111 Васильевича (1462 1505) с принцессой Софией, из царской династии Палеолога, Москва сделалась, по тогдашним понятиям, наследницей восточного римского царства, единственного легального вселенского царства на земле. Великий князь московский ведет себя как васнлевс и автократор. Иван IV Васильевич Грозный (1583 —1584) провозглашается, мнропомазуется и коронуется, 16 января 1547, за царя „третьего Рима“. Царь Иван IV Грозный получил и подтвердительную грамату от вселенского патриарха и целой восточной церкви и был признан, по тогдашним понятиям, „боговенчанным царем всех православных христиан“. Царьградский патриарх Иоасаф сделал еще царю свое замечание, что обряд легального коронования может совершить только патриарх вселенский, почему в России стали добиваться установления патриархии в Москве, в городе, в котором теперь пребывает „православный царь всех христиан“. Царю Феодору Ивановичу (1584 1598) и его соправителю Борису Годунову удалось склонить царьградского патриарха Иеремию, во время его посещения Москвы, в 1588/89 г. к воздвижению русской церкви на степень патриархии, чтобы могли „цари третьего Рима“ легально короноваться своими патриархами. Собор русской церкви, в присутствии царьградского патриарха Иеремии, избрал и предложил царю трех кандидатов, между которыми был и митрополит московский Иов, кого царь 23 января 1589 и потвердил за первого патриарха московского и всея Руси. 26 января 1589 года совершена торжественная интронизация Иова за первого русского патриарха. Восточная церковь признала новую патриархию на соборах 1590 и 1593 г. и определила ей пятое место между автокефальными церквами в православном мире.

Др РАДМИЛО ВУЧИЋ

ХЕДОНИЗАМ И УМЕТНИЧКО ВАСПИТАЊЕ

.Велика уметност je више него иролазно освеженье. Она je нетто што стално повећава пуноћу душевног блага. Она претвара душу у непрекидно остваривање вредности, које захвата даље од њеног ранијег стања - . Уајтхед

Васпитање за уметност истиче као један од својих циљева оспособљавање за уживање у уметности. При томе je потребно разликовати два значења појма ц уживање“, што се са гледишта васпитања не чини довољно. Ово ствара забуне. Јер, хедонизам у педагогици из оправданих разлога нема завидно место. После тога, правац у васпитању зависи много од тачног одређивања значења појма „ужнвање у уметности“.