Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

ОДЕНЕ ИДЕЈА СВЕТОЗАРА МАРКОВИНА

са томом: Развој социјалистичке мысли у Србији до 1919. Од 23 поднета реферата, седам je посвећено искључиво Светозару Марковићу, док се и у осхалим прилозима о другим пихањима, додирују и његове социјалистичке идеје и утицајп на следбенике и настављаче.

Ар

Ружица Тузина

РЕЗЮМЕ Некоторые послевоенные оценки идей и социалистического движения Светозара Марковича О Светозаре Марковиче появилось много работ и до Первой мировой войны и в периоде между двумя войнами. В крупнейших трудах гражданской историографии и политической науки большинство его идей о необходимости преобразования сербского общества на социалистических началах признаны утопистическими и неоригинальными, т.е. перенятыми от других европейских писателей социалистов-утопистов, в частности от Черныгйевского. После войны с Социалистической Югославии появилась необходимость в критической переоценке раннее существовавшего мнения о Светозаре Марковиче, а также потребность в отведении достойного места не толь ко его идеям в процессе развития „социалистической мысли" в Сербии, на и ему, как первому социалисту на Балканах (и корресподенту балканской секции Интернационала Маркса), имевшему и правильный взгляд на решение национального вопроса югославских народов. В современных оценках особо подчеркивается актуальность его концепции о самоуправлении как „форме организации народной власти". Но остались научно неисследованными утверждения, что некоторые из идей Светозара Марковича являются „утопистическими". Этот пробел требует дальнейшего изучения его трудов, ибо в наше время социализм строится в некоторых частях света в условиях значительно большей отсталости чем находилась Сербия во время политической и общественной активности Светозара Марковича, т.е. в семидесятые годы XIX века.

SUMMARY Some Postwar Appreciations of Svetozar Marković's Ideas and Socialist Movement Much was written about Svetozar Marković both before and after World War I and between the two wars. In the most important books of the civil historiography and political sciences many of his ideas about the neccessity of the transformation of the Serbian society on the socialist bases have been rated as utopistic and unoriginal, i.e. as adopted from other European writers socialist utopists Tchernishevsky in particular. After the war the need was felt in the socialist Yugoslavia —■ to review critically appreciations of and existing opinions about Svetozar Marković, and then to determine not only the right place of his ideas in the process of the development of the »socialist thought«, but his own place as the first Balkan socialist (and correspondent of Marx’s International »Balkan«) whose sandpoint was correct as to the solution of the national problem of the Yugoslav peoples. The current opinions stress in particular the actual value of the concepts of the self-government »as pattern of organization of people’s autho-