Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

ПОЛИТИЧКА ЕКОПОМИЈА И ЕКОНОМСКА ЕМПИРИЈСКА ИСТРАЖИ B АЕЬА

умозаключений и доказательств. Эмпирическое исследование с своей стороны нельзя представить без определенной методологии выбора посылок, формирования форм исследования, гипотетических взглядов и схоластических закономерностей. В то же время, на пути к более полной связанности и обусловленности теоретических взглядов и их эмпирического определения находится ряд еще непреодоленных затруднений аналитической, организационной и практической природы. Теоретическо-аналитические затруднения вытекают из разнобоя и неопределенности во взглядах в рамках экономической доктрины на характер и природу экономических законов и категорий, в изложении отношений, „нормативного” и „позитивного” содержания экономической теории, двойственности прlгроды экономической теории (качественная и количественная наука), недостаточной расчлененности и самостоятельности экономической методологии в отношении методологии естественных наук и науки о законах мышления (логики). С своей стороны эмпирическая методология, несмотря на крупные достигнутые ею за последние десятилетия результаты, все еще в недостаточной степени уделяет внимание качественному аспекту экономических феноменов, посвящая внимание количественным и дескриптивным наблюдениям. К тому же она в небольшой и в недостаточной степени приспособлена к потребностям теоретической экономии и не только не выражает адекватно природу, но и не может более или менее точно определить закономерности политической экономии. Автор усматривает решение такой разрозненности в более последовательном применении диалектического нсторическо-логического метода Маркса, в сближении динамики и статики, в анализе и синтезе, в подходе к экономическим системам как к „открытым” и во внесении в начальную форму переменных ценностей, содержащих наряду с экономическими и социолошко-антропологические и культурно-исторические структуры. А это одновременно означает проведение спецификации экономических отношений не только с учетом их родовых, но и специфичных свойств.

SUMMARY Some problems of relations of the political economy and economic empirical investigations The article is dealing with the character and kind of the conditionality between the concepts of theoretical economy, and methodological fundaments of empirical investigations. A very', close connexion is stated first: theory of economy has as the basis the empiric and empirical investigations when making inductive generalizations, and when making deductive inferences and verifications. Empirical investigations are inconceivable, on the other hand, without a definite methodology in selecting premises, in forming a model of investigations, hypothetical standpoints and lawfulness. However, a series of unsurmountabie difficulties of analytical, organizational and practical nature are standing in the way to a more complete connexion and conditionality of theoretical standpoints and their empirical verification. The theoretical and analytical difficulties arise from the differences and vagueness of the approaches of the economic doctrine, of the character and nature of economical laws and categories, of treating relations of the »normative« and »positive« content of economical theory, duality of the nature of economical theory (quantitative and qualitative science), unsufficient differentiation and independence of the economical methodology of natural sciences and the science of the law of reasoning (logic). The empirical methodology in spite of the significant results achieved in the last decades, is still not taking sufficient account of the qualitative