Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

Из свега овога би се могло закључити да под овим прописима о употреби туВе ствари у корист друтога Цајлер ипак није имао у виду ошпту тужбу из обогаћења без основа. Тек je новија теорија успела да употребу туђе ствари интерпретира независно од деловодства без налога, дајући јој значај опште condictio sine causa, коју ОГЗ у ствари није ни предвидео.

Ар

Јелена AaniLweuh

РЕЗЮМЕ Actio de in rem verso онг римского права да австрийского гражданского гсодекса Темой статьи являются перемены в теоретических объяснениях и в применении на практике искового требования actio de in rem verso в результате которых указанный иск, возникший наряду с другими исками, введенными с целью получения возможности для привлечения к ответственности pater familias по обязательствам, принятым зависимыми от него лицами, перерос в иск о присуждении в современном праве. В статье разбираются три периода, в течение которых наступали существенные перемены. В римском праве во времена домината указанныйиск постепенно утратил некоторые из своих первоначальных признаков, в силу чего при императоре Юстиниане была создана возможность для применения его, ввиде исключения, и в тех случаях, когда ответчик приобретал выгоду по договору, заключённому свободным лицом, выступая как negotborum gestor отвечнка. Дальнейшие перемены произошли лишь в 17 и 18 вв. под влиянием новых начал, выдвинутых школой естественного права. Правовая теория того времени рассматривала указанный институт как одну из норм, основанных на общем принципе, что никто не может разбогатеть за счет третьего лица. В силу этого в грудах юристов данной школы подчеркивалось, что основанием обязательству должника является имущественная выгода, приобретенная им в пользу ответчика. В результате такого толкования стали недействительными и оставльные два условия, которые по Юстиниановом праву были необходимы для предъявления иска actio de in rem verso приобретенная выгода по договору, заключенному истицом с третьим лицом, и выступление третьего лица в качестве negotiorum gestor ответчика. Благодаря новым толкованиям в теории и на практике 18 века указанные два условия были полностью отброшены. В то время как раннее в Общем праве данный иск служил главным образом для того, чтобы доверитель шли dominus negotii мог быть привлечен к ответственности по обязательствам договора, который заключил его представитель или negotforum gestor, в новых условиях, с прнннятием правила, по которому за действия представителя во всех случаях отвечает лицо, от чьего имени он выступает, действие его стали распространяться и на случаи когда не имелось представителя, а также и на случаи, когда за действия представителя ни по новым правилам не могло отвечать лицо, от имени которого он выступал. Во второй половине 18 века actio de in rem verso применялась чаще всего в трех случаях: для взысканий по договорам с несовершеннолетними, для получения детьми содержания от их родителей и, реже, против каждого собственника вещей, для хранения и исправления которых расходовалось имущество истца. В заключение автор вкратце излагает положения об иске с присуждением в проекте Австрийского гражданского кодекса Codex Theresianum, в проекте, составленном в 1798 году Мартини и в Общем австрийском гражданском кодексе 1811 года.