Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

ЦВИЈИНЕВА СОЦИОЛОШКА ПРОЛЧАВАЊА БАЛКАНА

РЕЗЮМЕ Социологические исследования Цвиича о Балканах В целом ряде наук географии, геологии, антропо географии, этнографии и демографии Иован Цвиич развивал теоретическую и эмпирическую социологию, методы и методологию, в первую очередь сельскую социологию, городскую социологию, т.е. социологию населенных пунктов и социологию культуры. Кроме того, в своей научной деятельности он весьма рано начал употреблять слова: социология, социологические проблемы, факты и факторы, анализы и социологически образованные люди. Этнографические и социологические факторы встречаются на всех страницах его научных трудов в главах, посвященных поселениям, культурным зонам, миграции, видам земельной собственности и психическим типам. Цвиич нигде не дал определения социологии, но зато изложил целый ряд определений общественных категорий, являющихся предметом исследований и этнологии и социологии. Еще до эмпирических исследований, на стыке XIX и XX веков, в лекциях по общей географии с антропогеографией, изданной впервые в 1969 году, он дал определения семьи, кооператива, братства, племени, народа, нации, национального государства, деревни, города, культуры и языка. Вместе с тем и этих лекциях он изложил теоретически социологический подход к изучению общества, культуры, релитии, рас, языка и поселений. Позже он произвел классификацию сельских и городских поселений Балкан, культурных поясов и психических типов и таким образом дал ценный теоретический и эмпирический вклад в социологию. Предметом социологических исследований Цвиича являлось прежде всего балканское феодальное общество при специфичных условиях отсталого турецкого феодализма, а также племенная и задружная организация в отдельных краях Балкан, некоторые элементы капиталистического общества, виды собственности, классовые структуры и отношения, национально-территориальные вопросы, пространственные и социальные перемещения, психические типы и т. д. Он объяснил социологически законное развитие изучаемых им явлений, а окончательный синтез дал в своем капитальном труде „Балканский полуостров и южнославянские земли”.

SUMMARY Cvijić’s Sociological Studies of the Balkan In the frame of a series of sciences geography, geology, anthropogeography, ethnography and demography Jovan Cvijić developed theoretically and empirically the sociology, methods and methodology, and above all the sociology of villages, sociology of towns, or sociology of settlements and sociology of culture. He very early started using in his scientific activity the terms_ sociology, sociological problems, facts and factors, analyses and sociologically educated people. Ethnological and sociological factors are to be fund in all of his earliest and later scientific works in the capters relative to settlements, cultural zones, migrations, types of land property and phsychic types. Cvijić has not given the definition of sociology, but many definitions of those social categories that are the subject matter of ethnology, the same as sorîoWv. Before the empirical studies, at the transition from the XlXth to the XXth century, he gave in the lectures on the General Geography and Anthropogeography, first printed in 1969, the definitions of family, cooperative, clan, tribe, people, nation, national state, village, town, culture and language. At the same time he exposed in the lectures his theoretical and sociological