Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

ТЕРИТОРШАЛИСТИЧКА КОНЦЕПЦИЈА ПРОФ. М. БАРТОША

хета фактичком реципроцитету у односу на формални реципроцитет као услову за уживање права од стране странаца; све то показује и доказује једно схватагье ко je жели да што више допринесс развијању међународних односа и побољшању положа]а човека у тим односима, али и схватање које je стално водило рачуна о стварности и рсалности живота и међународне заједнице и сваке поједине државе.

Бор. Т. Благојевић

РЕЗЮМЕ Территориалистическая концепция проф. М. Бартоша о международном частном праве Представляя собой выражение нового положения в международных отношениях, территориалистическая концепция о коллизии законов приобрела своих сторонников и у нас. Ее представителем в нашей теории международного частного права яляется професор Милан Бартош. Его работа по объяснению и разработке данной концепции у нас имеет чрезвычайное значение и для теоретической мысли и для практики. Полностью сочуствуя всем усилиям к проведению унификации правил международного частного права, профессор Бартош все же подходил к существу вопроса реалистически: он осознавал, что в наши дни, по существу, в указанной дисциплине господствует другая идея идея территориальности, по которой каждое государство само определяет порядок применения международного частного права на своей территории. Профессор Бартош верит в дальнейшее развитие общества. Он указывает на детерминантность каждаго законодателя при определении своего международного частного права, на воспользование в качестве опоры тенденций однообразного международного частного права. Развивая свое учение, профессор Бартош находит, что территориалистическая концепция не исключает идеалистическую, что она является лишь коррекцией идеалистической концепции в международном частном праве, которая, в свою очередь, еще только лишь идеал и от осуществления которого современное человечество находится еще далеко. Исходя из такого принципиального взгляда на природу международного частного права, профессор Бартош делает ряд выводов; 1. для применения международного частного права решающее значение имеет только территориалистическая концепция, униформистическая тенденция является лишь руководящей идеей. 2. территориалистическое формирование международного частного права в качестве правовой отрасли является не отрицанием идей ее единственности, а перениманием роли, предназначенной международному содружеству. 3. территориалистическая концепция четко определяет правовой характер положений иностранного законодательства, подлежащих применению в совокупности норм международного частного права. 4. иностранный закон применяется по воле своего суверенитета. 5. международное частное право определяет закон, по которому приобретается какое-либо право, при чем с момента, когда данное право приобретено по другому закону, оно в дельнейшем осуществляется только по тому праву. 6. международное частное право не переживает кризис, существует неуважительное отношение к нормам международного частного права. Отсюда вытекает необходимость для международного частного права примириться с действительностью. Но с другой стороны имеется кризис методов, выход из которого профессор Бартош усматривает только в отказе