Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

ри ( 21 ) која у основи, ипак, одређује и теоријски приступ и метод научно! објапгњења, онемогућила je овог халенског дива да учињени напор доведе до краја и тако овај праг прекорачи.

Владета Станковић

РЕЗЮМЕ Аристотель предтеча теории товарного хозяйства В отличие от остальных философов своего времени, Аристотель посвятил дотаточное внимание экономическим вопросам. Подход Аристотеля к ним ставит его на видное место и мы считаем его предтечей современной теории товарного хозяйства. В первой части статьи излагаются основные характеристики хозяйственной структуры античного общества, отличительной чертой которой является неоднородность хозяйственных связей. Наряду с отношениями натурального типа хозяйства при рабовладельческом строе, существуют отношения товарного хозяйства. Отношения, возникающие вне хозяйств, осуществляются косвенными путями в фор,мах, начиная с самых простых, непосредственных связей и до разных видов торговли и монополий. Отношения основываются на глубоком разделении труда. Вторая часть посвящена Аристотелевым теориям обмена и денег. Он выдвинул два положения, являющиеся основными для возникновения товарного хозяйства и для понимания сущности обмена. В первом он указывает на разделение труда, как на причину возникновения товарного хозяйства, второе же относится на проблему равенства в процессе обмена, приводящее к необходимости „всеобщего эквивалента стоимости”, к возникновению денег, что он, к сожалению, не смог до конца успешно довести и объяснить. Аристотель в договорной природе возникновения денег тщетно ищет разрешение проблемы. Но все же он делает свой вклад в эту теорию, указывая на многие функции денег. Третья часть содержит выводы и в ней указывается на следующее значение экономических мыслей Аристотеля: 1-формулировка элементарных законностей, 2-изложение основных вопросов товарного производства, вследствие чего его считают основоположником современной теории товарного хозяйства, 3-вскрытие двойного хорактера и внутренних противоречий основных видом товарного хозяйства, и 4-что Аристотеля можем считать предтечей теории труда создающего стоимость, ибо у него можем найти четко выраженную взоимозависимость труда и стоимости. SUMMARY Aristotle the foferunner of commodity economy theory In contrast to other thinkers of his time Aristotle gave due considération to economic catégories. His treatment of them is exceptional, and ithat is why he is considered the forerunner of the Contemporary theory of commodity economy.

(21) Дајући оцену Аристотелове еконо.мске мислн, Маркс пстнче да Арпстотел „показује свој сјај баш у томе што je открио однос једнакостн и у нзразу робних вредности. Једино га je историјски оквнр друштва, у којем je живео, спречпо да изнађе у чему ce тај однос једнакости ~збил»а" састоји”. (~ Капитал", I том, стр. 26).