Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

РЕЗЮМЕ Великая” и „малая” военные программы Николы Пашича (1914—1918) На вопрос действительно ли у председателя сербского правительства и министра иностранных дел Николы Пашича в время Первой мировой войны (1914 —1918) имелись, как обыкновенно утверждают, одновременно две национально-политические военные программы, военная программа для Сербии т. наз. „большая” (освобождение и объединение с Сербией сербов, хорватов и словенцев) и т. наз. „малая” (Великая Сербия) автор дает ответ, что с начала и до конца войны у Пашича имелась и он открыто высказывался только за „большую” военную программу Сербии. Другой вопрос, насколько был он сам действительно убежден, что „большая” военная программа в то время была наилучшей, идеальной и самым реальным решением. Судя по всему, он сам в этом не был убежден, в душе он был и оставался всегда сторонником „малого” решения, считая его первым этапом в процессе создания югославского государства и находя, что ни внешняя ни внутренняя политическая обстановка в южнославянских краях еще не была достаточно зрелой для объединения. Это настоящее и глубоко личное убеждение Пашича, а также его склонность к решению югославского вопроса по этапам, получили свое выражение в особенности после революции в России в 1917 г., когда он потерял в царской Росени самого близкого союзника и покровителя и когда в то же время почувствовал более решительнее выраженное стремление Югославского комитета к вынесению самостоятельных решений и к борьбе, противно концепциям Пашича, за равноправность с сербским правительством. Тогда го, главным образом в начале 1918 г., Пашича появились колебания, но и тогда они были не между „большой” и „малой программой а между „большой” программой и решением югославского вопроса па этапам, которое Пашич рассматривал более реальным и выгодным для Сербии. SUMMARY The »big« and the » small « war program of Nikola Pašić (1914 — 1918) To the question: whether the president of the_ Serbian government and the minister for foreign affairs Nikola Pašić during the first world war (1914 1918) actually had, as it is usualy sustained, simultaneously two national and political war programs for Serbia, the so called »big« one (liberation and union with the Serbia of Serbs of Croats and Slovenes) and the so called »small« one (Great Serbia), the author answers that from the beginning till the end of the war, Pašić had and pubhcaly emphasized always only the »big« war program of Serbia. The second question_ is: to what extent he was actualy convinced that for the moment the »big« war program was the best, ideal and most realistic solution. According to facts, he was not convinced in that intimately he always remained the sustainer of the »small« solution which was to be the first step in creating the Jugoslav state, as he was estimating that neither foreign nor internal_ political situation in the Jugoslav states was sufficiently mature for the union. The real and intimate conviction of Pašić, and his inclination towards the gradual solution of the Jugoslav question, became evident especialy after the revolution in Russia in 1917, when he lost in czar Russia his nearest ally and patron, and at the same time when he felt the rising tendency of the Jugoslav committee to become independent and fight, contrary to the conceptions of Pašić, for the equality with Serbian government. At that time,