Bitef

.... Режиссёр ставит Дядю Ваню как мировую классику, для того сделать читобы и своим достоянием. Его влекут непроявленные возможности Шекспира XX века. Он рассльшал в пьесе не привычиню мелодию тусклой середины жизни, а какофоническую музыку гибели целой исторической - и уже. культурной - эпохи. Но дело не только в теме. Проведя ее через все элементы сченической структуры, Някрошюс создает новое эстетическое единство и отменяет сугубо тематический подход которым мы долго и вполне довольствовались. Театральная форма возникает из борьбы деструктивных и конструктивных, тенденций что резко повшает активнось самого материала искусства. Он высвобождает и художественно преобразует энергию рас-

пада. В спектакле выкачан воздух, допускающий игру полутонов. Някрошюс отбрасывает возможность создания иллюзии. Им движет пафос вглядывания в сущность. Его свет - это бестрепетный свет в пустоте, свет не очарованный формой и пространством, а принимающий их. Невозможность реального самоосуществления провоцирует чеховских персонажей на создание мистифицированных форм жизни (миражей, жестоких игр, превратных страстей), и они оборачиваются ещё более глубоким упадком. Смяв расхожие стереотипы, которыми зритель и искусство отгораживались от угрожающей реальности, Някрошюс возвращает в спектакль на новых основаниях и лирику, и пафос, и юмор, и воздух, сообщая им пронзительную силу воздействия. В острых сценических диссонансах Някрошюс раскрывает новое чувство красоты. Каждое положение пьесы он доводит до пластической формулы.

Режиссёр, углубаляясь в текст, обнаруживает типологические связи Чехова с Достоевским и активизирует те элементы поэтики, которые разомкнуты в сторону нового искусства. Спектакль позволяет предположить, что изобретение Рентгена, сделавшее человеческую плоть проницаемой для наблюдения, может быть для нас таким же значимым фактом, как и дружба писателя с Левитаном. А отркытия приближающегося авангарда не менее существенны, чем импрессионистическая поэтизация или излом модерна. Някрошюс выявил в Дяде Ване то, что делает возможным возникновение Авиньонских девушек Пикассо в начале нашего столетия. □ Някрошюс явился словно для того, чтобы напомнить о существовании неэвклидовых пространств, где могут пересекаться параллельные прямые и происходит немало невероятного. В его спектаклях многое из того, что мы привыкли противопоставлять, обнаруживает непротиворечивую природу. Равно и наоборот. Ска-

жем, деление театра на психологический и условно-метаморфический чуждо режиссёру не потому, что он ищет синтез. Някрошюс тяготеет к той, быть может, архаической струтуре, которая подобного противопоставления просто не знает. Наполняет ее содержанием универсальным и поэтому современным. В способе создания новой реальности ощущается отчетливый мифологизм художественного мышления. Отсюда предпочтение общего, устойчивого, сущностного. Отсюда непрямая фантастичность не изображаемого, а изображения и специфическая таинственность, возникающая не как прием, но восходящая к переживанию мира как загадки, заданной человеку. Пока мы находимся внутри спектакля, во власти управляющих им законов, для нас не существует ничего неясного. Значение происходящего входит непосредственно, кратчайшим путем. Понимание аозникает вне осознавания. Вопросы возникают позже, когда мы возвращаемся к обыденному состоянию. Пока упорядочиваем