Bitef

слова, смысл улетучивается. В погоне за ним начинаем говорить: Это было как... И кажется, что это метафоры самого режиссёра. Традиционное суждение о метафоричности искусства Някрошюса .требует уточнения. Метафора как уподобление, перенесение признаков сгорает в руках режиссёра. Он заставляет ее вспомнить о происхождении из мифа, где не было проблематичного как. а бескомпромиссно утверждался главный глагол человеческой речи есть. □ Мария Володина, Владислав Иванов. Эймунтас Някрошюс: традиция и авангард. - Театральная жизнь, 1988. № I.

Эймунтас Някрошюс ... Сценическая метафора не может быть целью. Она красноречи-

ва: когда выплывает из общего контекста и стиля спектакля... Я никоим образом не хочу признать того факта, что без метафоры не возможен хороший, сильный, внушительный спектакль. Не согласен, что театр, который может обойтись без сченической метафоры, является театром низшего ранга или худшего художественного качества. Нет. Если то, что мы хотим сегодня сказать со сцены, можно сказать прямо, можем обойтись без знаков сценической метафоры. Как говорится, правды в вату заворачивать не надо. Давайте только знать, что хотим сказать и кем быть услыпаны в своём разговоре. ... Да, слова много значат в современном театре. Ошибается тот, кто говорит, будто я не признаю и игнорирую слова. Я употребляю все слова в тексте, нужные для раскрытия театрального действия. Вместе с актерами с большим удовольствием и уважением читаю весь текст, написанный Чеховым, Шекспиром, Достоевским, другими великими писателями всех времён... Только надо признать,

что не одни лишь слова являются в театре строительным-творческим материалом. Наверно наша зрительная память рильнее чем слуховая. Зрители могут не помнить всех слов пьесы, но они надолго запомнят, как эти слова были произнесены. Они заполняют движения актёра, форму действия в сценическом пространстве, общее впечатление образа... ... Наибольшее влияние на искусство оказывает ВРЕМЯ. Понять конфликт ВРЕМЕНИ и ЧЕЛОВЕКА - вот что самое главное. □ Из интервью