Bitef

И ЭТО ТОЖЕ ТЕАТР

В самой сути искусства - постоянные поиски новых выражений. Театру, как искусству, которое существует лишь когда воспринимается зрительно, лишь когда оно или принимается или отвергается, присущи постоянные перемены. Но, несмотря на это, отнюдь не легко установить какие из перемен в тетральном искусстве (будь они внезапны и резки или еле уловимы и тихи) несут в себе высшие ценности искусства. В театре дело не только в изменении формы в рамках определенного театрального стиля, а в изменении основных средств выражения, а также и в радикальной перемене самого подхода к театральному действию, В этом веке, в котором мы живем уже некоторое время, в веке, являющимся и новым милениюмом,театр смело использует новые технологии, часто не считаясь с тем, будет ли такой театр принят. С другой стороны, некоторые театральные деятели отказываются от многих уже существующих театральных приемов, сводят все сценическое на почти незаметный минимум. После бурных 90-ых годов и наплыва китча и телевизионной эстетики в театр, после включения деятелей театра в эксплицитную, социальную и политическую жизнь, нам кажется, что наступили какие-то новые времена, когда театр больше не говорит во весь голос, а скорей шепчет, порывая с поп-культурологическими шаблонами и атомизируется, вновь сужаясь и возвращаясь к своим эксенциальным и вечным элементам: j актеры и пустое пространство. Может быть опять настало время самопроверки театра, а через театр и время поисков новых ценностей и языка в мире, который в огромной мере пересыщен всевозможными сенсациями. В сравнении с фуриозными сценами на телевидении, кажется, что театр неожиданно приостановился, что действует как бы в контра-ритме по отношению к разузданной реальности, за которой он не может угнаться, да и не хочет. Вместо включения реальности, которая изо дня в день превосходит саму себя, в сценических просторах театр начинает создавать свою параллельную реальность. И то, тогда, когда нам показалось, что мы уже все что могли и увидели и пережили.

Тандем отборщиков фестиваля Битеф своим выбором спектаклей для 41 Битефа, щедро предлагает самые разнообразные формы сценическиго выражения: представителей экстремно новых современных хореографий и в спектакулярной, минималистической форме, бессловестный театр сцен, (пост)постмодерную реконструкцию авангарда 60-ых, трагикомическую многословность исконных причитаний,"новый цирк" с философскими претензиями, факе-реализм, Шекспира как кровавого бунтаря, а также и абсолютное отрицание столетиями установленного театра с телами, которые с одной стороны помостков играют роль актеров, а с другой стороны, с телами, которые играют роль зрителей, так что на этот раз идет игра "человек на человека" И все это - театр. Этот Битеф несомненно покажет и то, что и театр - театр! Какие из спектаклей это покажут или какие из их элементов, мы узнаем по окончании Битефа. Или, только спустя несколько лет. Йован Чирилов и Аня Суша