Topola

непосредственно вытекающихъ изи нихъ начали антитринитарныхъ. Въ этомъ вина реформацій, которую хотіли искупить Лютеръ и Цвинглій своими крутыми поворотами *ки церковному авторитету. Педароми Лютери, предвидя исходи діла, терзался мученіями своей совісти , недароми являлся ему демони си возражениями оби оправдывающей вірі, недароми и Меланхтони наміревался исключить изи своей апологіи роковое слово: „одна віра спасаети“ ( 1 ). Все это со стороны реформ аторови было слишкоми поздно и принятая ими мірьі не могли уже остановить естественнаго теченія діли. Нетрудно понять, какими образоми начала анабаптизма, благопріятствуемьія ошибками реформаторови, вели прямо ки началами антитринитаризма. Уже такой по видимому неособенно значительный вопроси, каки отверженіе крещенія младенцеви, стояли ви связи си вопросоми о Тройці, потому что они наводили на мысль отвергнуть божественно - благодатную силу Искупителя ( 2 ). Но главными образоми начала, положенный ви основаніе новой церкви, уже прямо и послідоватедьно вели ки отрицанию св. Троицы, если примінить ихи ки внутренней стороні христіанскаго віроученія. Отвергнувши всякій авторитети ви ділі вірьт, предоставивши себі полную свободу и производя всі состоянія и проявленія своей духовной жизни оти св. Духа, мы конечно прійдеми ки отрицанію догмата о св. Тройці, потому что этоти догмати, каки свыше откровенный, непостижимійшій изи непостижимыми и таинственнійшій изи таинственныхи, по вьіраженію отцеви церкви, не мирится си логическою мьіслію чоловіка. Если гді, то по преимуществу ви Втоми догматі нужны віра и авторитета, а ви этихи-то условіяхи всего меніе находился анабаптизми. Дальнійшіе выводы изи начали анабаптизма дійствительно и привели ки антитринитариз-

( 1 ) Walch, XII. Прав. Обозр. 1861 года, т. 6. схр. 367, ( 2 ) Kirchengescliiclite der neueren Zeit, von Baur. Virt. Band. S. 449