Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

и омогућено да сваки случај буде решен с обзиром на све околности и према вредности елемената који га сачињавају”, што би омогућило „да еволуцију потреба живота прати еволуција права, без интервенције законодавца” (проф. М. Константиновић). 5. Било би корисно формулисати, у Уводу цивилног кодекса, основне принципе на којима ће се темељити имовински односи у нашем праву, као и основна правила за тумачење и примену норми цивилног кодекса. 6. При нзради цивилног кодекса, не би се смело тежити „за оригиналношћу у сваком погледу и по сваку цену”, већ je потребно користити све позитивне и за наше потребе одговарајуће резултате који су остварени било у законодавству других земаља било кроз једнообразне правые норме и правка правила изграђена на међународном плану. 7. Најзад, без обзира на који начин будемо припремали прве нацрте-пројекте појединих делова цивилног кодекса, нужно je да они буду разматрани уз сарадњу највећег могућег броја наших правника и заинтересованих кругова и организацнја, тј. нужно je да буде обезбеђена максимално могућа јавност у том раду која би била праћена сталним позивом на сарадњу.

Ар

Борислав Т. Благојевић

РЕЗЮМЕ Некоторые общие вопросы произведенных кодифшсаций гражданского (и торгового) права Кодификация, как самое полное правовое регулирование всех правовых положений в определенной области, должна отвечать отношениям в обществе и являться ..отражением” этих отношений в прошлом, настоящем и будущем как правовое оформление точек зрения общественной динамики и точек зрения общественной статики. Автор исходит из убеждения, что законодатель при кодификации обязан установить отдельные нормы для отношений, полностью выкристаллизовавшихся на практике. Для остальных же отношений он должен определить лишь общие принципы, ибо трудно охватить все отношения, существующие в данной области в настоящее время и могущие возникнуть в будущем. Что же касается вопроса длительного сохранения равновесия между статическими и динамическими устремлениями, автор считает, что законодатель обязан учитывать, что Кодекс должен применяться к потребностям жизни, т. е. должна быть создана возможность для его периодического изменения (пересмотра и замены) сходно общим законам трансформации. Автор особо останавливается на вопросе кому следует поручить подготовку и составление Кодекса: одному лицу, небольшому кругу специалистов (или комиссии из групы специалистов), или лее широкой комиссии, в которую бы входили и не специалисты. Автор полагает, что третий из указанных вариантов является наиболее подходящим, так как дает возможиость Кодексу стать выражением фактических отношений, подлежащих регулированию.

НЕКА ОШПТА ПИТАЊА ДОСАДАШЊИХ КОДИФИКАЦИЈА ГРАБАНСКОГ ПРАВА