Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

РЕЗЮМЕ Самоуправленческий договор в области урегулирования взаимоотношений работников в объединенном труде Дополнения Конституции устанавливают новые правовые институции для урегулирования общественно-экономических и остальных отношений объединенных работников самоуправляющееся соглашение и общественное соглашение. В настоящей статье делается попытка познакомить в общих чертах с основными данными о самоуправлющемся соглашении, а именно в области урегулирования взаимных трудовых отношений в объединенном труде, принимая во внимание, что данная область является одной из областей общественно-экономических отношений работников. С другой стороны, указанные соглашения нашли свое частичное применение в нашем трудовом законодательстве еще до Дополнений Кон ституции, являлсь самым непосредственным видом участия трудящихся в самоуправляющемся нормативном урегулировании взаимых трудовых отношений. Сообразно с этим, в статье вначале разбирается вопрос понятия самоуправляющегося соглашения вообще, а в частности, в области взаимных трудовых отношений, при чему дается одно из возможных определений указанного понятия с его важнейшими характеристиками, чтобы в дальнейшем изложении было подчеркнуто известное различие между самоуправляющимся соглашением о взаимных трудовых отношениях и т. наз. „коллективным договором” в его классическом и повседненном значении. Второй ключевой вопрос, которому автор посвящает соответственное внимание, относится на правовую природу самоуправляющихся соглашений о взаимных трудовых отношениях. Автор занимает точку зрения, по которой данные соглашения не следовало бы, принципиально, включать в группу договоров гражанского права, ибо они представляют собой отдельную конвенцию, имеющую свои специфичные характеристики, отличающие их от договоров. Вследствие этого автор относит их к числу общих нормативных актов или нормативных соглашений согласно статусной теории (в противоположность договорной), принимаемую им за правовую природу самоуправляющихся соглашений.

SUMMARY Agreement Among Selfmanagers in the Field of Regulation of mutual Relationships of Warkers in Institutions of Associated Labour The Constitutional Amendments estabish as the new legal institutes, regulating socio-economic and other relationships of associated workers, self-management agreement and social contract. The effort is made in the paper to give a basic outline of seilf-management agreements in the field of regulation of inter-labour relations in associated work, considering that this field is one of the most important spheres and, on the other hand, these agreements have been aphed in part in the Yugoslav labour legislation even defore enactment of the Constitutional Amendments, as one of the most direct forms of workers’ participation in self-management legal regulation of labour interrelations. In consequence, first the issue of the self-management agreement in general, and in the field of labour relations in particular, is discussed in the paper, while one of the possible definitions of this concept is given containing its essential points. Then a certain difference is indicated between the