Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

изузетно велики за одржавање сродничке интеракције. Нарочито су снажне везе, између жена: мајка-ћерка, сестра-сестра, као и са мужевлзевим женским сродницима. Међутим, жена на крају остаје и умире сама, јер je проценат жена које надживљују своје .мужеве много већи. О тој чшьеници мора се водити посебно рачуна у свим мерама соција/ше и економске политике. 8. Најзад проблем старих je у највећој мери пробле.м сиромашних, усамљених, напуштених, „изолованих" старих људи, нарочито оних који немају живе блиске сроднике. То je једно од најозбиљнијих социјалних и класних питана. Истраживања су доказала да су најусамљенији најсиромашнији и обрнуто, да су најсиромаштшји најчешће без икаквих сродника и са најтежим материјалним, стамбеним, здравствешш и емоционалним проблемима. При томе, треба посебно имати у виду две подкултуре (сеоску и градску) у којима je положај старих сиромашних подједнако тежак, али са веома специфичним проблехмима сваке од н>их. 9. Цил> овога рада није био да прогаозира будућност, нити да чини предлоге, већ само да открије извесне нове, досада недовольно познате чшьенице, о положају старих људи у породици индустријског друштва.

Ар

Марко Младеновић

РЕЗЮМЕ Положение пожилых людей в семье промышленного общества Автор в своей работе, основанной на многочисленных теоретических и эмпиреческих исследования зарубежом и в Югославии, пробует ответить на вопрос: разорвала ли полностью семья в индустриальном обществе экономические и эмпирические связи с поколением своих родителей. Результаты исследований отбросили научную гипотезу, что в нем до.лпширует модель „изолированной ядерной семьи”, грубо разрывающей все связи с родственниками вне семейного „нуклеуса”. В наши дни господствуют „расширенная семья" и „модифицированная расширенная семья”, в то время как „изолированная ядерная семья” представляет ярко выраженное меньшинство. Даже и отдельно проживающие пожилые люди имеют достаточно частые общения с детьми и родственниками (посещения, денежная помощь, подарки, оказание услуг, эмоциональные связи и др.). Кроме того, сравнительно небольшой процент пожилых людей чувствует себя часто одинокими. Семейный цикл состоит из трех периодов? семьи ориентации, семьи прокреации и семьи изоляции. В „расширенной” семье третий цикл почти не наблюдается, в „модифицированной расширенной семье” данный цикл перерастает в цикл „частичной изоляции’ и лишь в „изолированной ядерной семье” в цикл „полной изоляции”. Третий цикл разделяется минимально на три периода: поздней зрелости (45 —60), ранней старости (60 —75) и глубокой старости (свыше 75). Самый счастливый первый, самый тяжелый последний период. Самое большое число одиноких „изолированных” в третьей категории. Особенно большой процент одиноких наблюдается у пожилых женщин, хотя женщина дает жизнь и является самым действенным фактором междуродственных общений.