Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

и Египту, по существу направленный одному лишь Египту, ибо об агрессии была достигнута предварительная договоренность между Британией, Францией и Израилем. Совету Безопасности, обязанному принять меры против агрессии, не удалось принять никакого решения из-за наложения Британией и Францией вето. После неуспеха Совета Безопасности на основании резолюции „Объединены для мира” была созвана Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи, где большинством двух третей голосов была принята резолюция 997 (PC-I) требовавшая вывода из Египта вооруженных сил захватчиков. Резолюция была проведена в жизнь и тем самым был положен конец агрессии трех государств. Это было одно из самых блестящих событий в истории ООН. Немедленному осуществлению резолюции много способствовало обстоятельство, что за резолюцией стояла действенная сила международной организации, обеспечившая ее применение. Кроме того, две сверхдержавы —■ США и СССР оказали сильное дипломатическое давление на Францию и Британию, требуя ухода агрессоров с окушшрованной территории. Точно также сыграла туг роль и позиция, занятая неопределившимися странами, решительно осудившими агрессию. Одиннадцать лет позже, в 1967 году, Израиль, на этот раз сам, совершил новую агрессию против Египта, Сирии и Иордана. Совет Безопасности немедленно собрался, но ему едва удалось потребовать прекращения вооруженных действий. В отличие от 1956 г. на этот раз США не допустили осуждения Израиля, что приводит к выводу, что Израиль решился на войну с благословения, если на самых ответственных, то во всяком случае весьма влиятельных кругов США. После неуспеха Совета Безопасности была созвана Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи, но которой не удалось вынести нш-сакой резолюции, осуждающий агрессию Израиля. В силу этого вопрос израильской агрессии был снова возвращен в Совет Безопасности, которому наконец-то 22 ноября 1967 г. удалось принять известную резолюцию 242, требующую, в числе остального, вывода израильских войск из оккупированной территории. Резолюция в момент ее принятия имела характер рекомендации, но поскольку с ней согласились Израиль, Египет и Иордан, она получила и юридическую силу. Отказ Израиля выполнить резолюцию явлается одним из самых крупных поражений Объединенных Наций со дня ее основания, а оно наступило вследствии оказания США полной поддержки Израилю. Отсюда расхождения, наступившие между двумя сверхдержавами по вопросу среднеевропейского кризиса, парализовали Объединенные Нации, в силу чего они до наших дней не смогли успешно ликвидировать израильскую агрессию 1967 года. SUMMARY The role of United Nations in the crisis in Middle Eeast during 1956. and 1967. The author, in his work, analyses the question of the activitys of United Nations in solving the Middle East crisis during the periods of 1956. and of 1967. As it is well known, in 1956, Israel commited aggression against Egypt. This was immediately fallowed by the British and French ultimatum to Israel and Egypt, which in fact was adressed only to Egypt as this aggression was previasely planed between Britain, France and Israel. The Security counsel, which was asked to undertake actions against this aggression, could not come to any decision because of the use of veto by Great Britain and France.