Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ факултёра

РЕЗЮМЕ Правовое положение страхователя в обязательном страховании собвенншсов автомашин от ответственности Установливая обязательное страхование собственников автомашин от ответственности, иностранные законодательства обыкновенно концентрируют внимание на правовое положение поврежденных лиц, в отношение которых возникает гражданская ответственность страхователя, в то время как урегулирование прав и обязанностей страховщика и страхователя предоставляют, в основном, общим условиям страхования, установленным страховщиком. Такое же положение и в югославском праве, в котором, кроме того, каждое содружество страхования установливает, свои общие условия страхования. По мнению автора было бы полезным познакомиться с важнейшими определениями стравнительного права (страховая практика и судебная практика). Относительно правового положения страхователя, вынужнного согласно правилам своего законодательства заключать договор страхования своей ответственности. Автор рассматривает правовое положение страхователя (в основном в свете практики французкого и германского прав) сначала в отношении выпол нения им установленных обязательств по договору страхования: сообще ние точных и полных данных для установления размера риска, сведения об изменениях, влияющих на размер риска и об изменениях в интересах страхования (при чем особо останавливается на случаях езды в дефектных автомашинах), уплата страховых премий, оповещение о страховом случае, обеспечивание доказательств и предпринимание действий для уменьшение убытков (здесь особо автор останавливается на случаях бегства водителя последорожного происшествия и рассматривает вопрос установления его личности и данных об автомашине после аварии). В отдельной части рассматривается положение страхователя при выполнении им обязательств, являющихся специфичными е страховании от ответственности: клаузула о возбуждении дела и клаузула о запрещении заключения мирового соглашения и признания ответственности. Толкования судебной практики в отношении границы действия данных клаузул имеет особое значение, так как в результате их применения иногда может наступить нарушение интересов страхователя и даже общественного порядка. В заключении одновременно рассматриваются санкции, с помощью которых страховщик обеспечивает выполнение обя зательств страхователем, в числе которых находится, в особенности неохотно принятая законодателем, санкция потери прав страхователя.

SUMMARY Legal position of insurant regarding the compulsory insurance ni the owners of motor vehicles from liability Regulating the compulsory insurance of the owners of motor vehicles from liability legislations of the world usually draw attention to legal position of the persons which sufered damage and with regard to wham the civil liability of insurants originales, while leaving regulation of the rights and obligations of the insurer and insurants mainly to general terms of insurance declared by the insurer. Such is the case in the Yugoslav law. which also provides that each insurance company (insurance community) declares its own general terms. Therefore, the author considers useful learning of the more important solutions of the comparative law (the insurance and