Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

од војних лица тражити накнаду штете и пред војним судом ако je штета била проузрокована кривичним делом за које je надлежан био војни суд. Али и по тим прописима грађанин je могао захтевати накнаду штете и преко редовног суда. По чл. 5. Закошпса о поступку војних судова у кривичним делима од 15. фебруара 1901. „оштећени или приватни тужилац, који не траже накнаду штете до дана претреса, губе право на тражевье накнаде код војног суда". Значи, остајала je могућност да ову накнаду грађанин захтева преко редовног суда. По чл. 233. истог закона: „Ако питане о накнади штете није начисто изведено суд Be оштећенога упутити на граБанску парницу. Овако ће суд поступити и у случајевима, кад оптуженог пресудом или решењем ослобоВава као невияа, или из недостатка доказа пушта” ( 41 ). И из ових одредаба види се, да су војна лица у Срна граБанску парницу. Овако Be суд поступити и у случајевима, кад опправилу пред редовним судом и ушек по општим правилима о одговор, кости за штету. Све до Устава од 1921. није било других важнијих прописа о одговорности службеника.

Ар

Драгаш Детсовић

РЕЗЮМЕ Ответственность государственных служащих в Сербии в XIX и XX ее. Автор дает обзор развития ответственности государственных служащих в Сербии. Он различает четыре периода. Первый во время Первого восстания в Сербии (1804 —1813), когда служащие отвечали по общим положениям об ответственности и таким образом могли обжаловать их действия без получения на то разрешения. Во втором периоде, продолжавшемся с начала Второго восстания в 1815 г. до Конституции 1838 г. служащие являлись скорее слугами князя чем служащими и их ответственность завнсила в первую очередь от воли князя. Пплоть до Конституции 1835 г. не существовало положений об ответственности. Конституция предусматривала ответственность служащих по общим положениям об ответственности. В третьем периоде с Конституции 1838 г. до Конституции 1888 г. хотя Конституция не содержала четких положений об ответственности служащих, в принципе гражданам было предоставлено право отстаивать свои права перед судом. Однако, в целях защиты бырократического аппарата была введена административная гарантия, по которой для подачи жалобы против служащего необходимо было получить предварительное согласие государственного органа. Указанная административная гарантия была сначала предусмотрена для судей и работников суда, а затем Законом о чиновниках 1861 г. была распространена и на всех госслужащих. Кроме того, для подачи жалобы против служащего был установлен более короткий срок чем по общим положениям об ответственности. Характерной чертой четвертого периода с Конституции 1888 г. до Конституции 1921 г. была отмена административной гарантии для служащих, но которая была оставлена в силе для судей. Предусматривался и дальще более короткий срок для подачи жалоб" против служащих.

(41) Закон о устройству војних судова, Законик о поступку војних судова у кривичшш делима и Војии казнени законик, Београд, 1901, посебно издање.