Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

ПОЈАМ ДРУШТВЕНЕ ОПАСНОСТИ КРИБИЧНОГ ДЕЛА

Понятие общественной опасности уголовного деяния РЕЗЮМЕ В уголовном праве вопрос самого понятия общественно-опасного деяния менее всего разработан в литературе, и без того весьма небогатой по данной проблеме. В то же время все исследования этой проблематики становятся недостаточными, если предварительно не будем совсем уверены, что именно мы подразумеваем, когда говорим, что чье-либо действие или бездействие является общественно-опасным в уголовно-правовом смысле. После рассмотрения с терминологической точки зрения понятия общественно-опасного уголовного деяния, автор критически разбирает догражданские и гражданские понимания понятия общественно-опасного преступления. Автор посвящает особое внимание марксисткому, исторически-классовому подходу к анализу понятия общественно-опасного уголовного деяния. Он считает, что только марксисткая точка зрения может основательно и всесторонне осветить исторически-социальную обусловленность возникновения и развития понятия общественно-опасного деяния. В этом случае особый интерес представляет подчеркивание феномена исторического упразднения общественно-классовой опасности как преступления по уголовному праву. Существенная характеристика социалистического уголовного права на нынешнем этапе его развития заключатеся в том, что в нем происходит непрерывный процесс отхода от признания общественно-классовой опасности как уголовного деяния и признания уголовным деянием действий или бездествий, представляющих общественную опасность. Свое заключительное рассмотрение понятия общественно-опасного деяния автор связывает с различением общей (абстрактной) и определенной (конкретной) общественной опасности. По мнению автора подобное различение имеет очень важную функцию в отправлении уголовного правосудия. Автор констатирует, что наша практика, к сожалению, не обращает нужного внимания на эту функцию общественно-опасного уголовного деяния.

The Concept of Social Danger of Criminal Act RÉSUMÉ In the already scanty literature on the problems of social danger in the Penal Law, the question of the notion of that cathegory is the least treated one. However, all studies of these subjects are inadequate if we are not absolutely certain what is rneaht by declaring a certain behaviour as socially dangerous in the criminal legal sense. Having discussed the concept of social danger from the terminological standpoint, the author critically discusses pre civil and civil attitudes on the concept of social danger of criminal act. The author has a special attention to the historical class access to the analysis of the concept of social danger of criminal act. He is of the opinion that only the marxist stand point can thorougly and universally explain historical and social causes of the origin and development of the concept of social danger It is of special interest at this place to point out the phenomenon of the historical abolition of the socio-class danger as a cathegory of the Penal Law, An important characteristic of the socialist