Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

АНАЛИ ПРАВНОГ ФАКУЛТЕТА

Хегел „небеску”, идеалну, државу доводи на земљу. Затим, док католици Св. Августин и Тома Аквински узимају да je идеална држава дата у Божјем откровењу, протестант Хегел налази je у уму, иако je и ум обухваћен Духом. То што Хегел, насупрот калвинистима X. Гроцију, Хобсу и Локу који, инспирисани Старим заветом, државу виде у „пуританском” елементу друштвеног уговора, државу види у тоталитету (Духа, воле и слободе у Духу, итд.), такоВе представља враћање платонистичкој и средњовековно-хришћанској концепцији државе. Док су Гроције, Хобс, Лок, француски рационалистички енциклопедисти и каснији англо-саксонски теоретнчари државе и друштва човека одвојили од Бога (опет, слично старозаветној концепцији) и као такву, „слободну”, индивидуу учинили основним чиниоцем своје судбине и судбине друштва у којем живи, Хегел je човека (слично старо ј Грчкој и средњовековно-хришћанској концепцией), поново повезао са Богом, учинио га je зависним од једне силе, од једног принципа јачег од њега самог, и њему надређеног чак иако се „с њим сједини”.

Др

А. Томе

РЕЗЮМЕ Некоторые взгляды Гегеля на государство и собственность Гегель больше всего пишет о государстве и праве в своем труде „Основы философии права". Его понимание государства, права и собственности вытекает из его общих философских мировозрений, В противоположность теоретикам естественного права, рассматривавшим государство искусственным созданием лыдей, результатом общественного соглашения, Гегель считает государство организмом и высшей фазой общественного развития. По Гегелю государство является одновременно и высшей фазой развития абсолютного духа, развивающегося и в истории и в обществе по одним и тем же законам диалектики. Государство соединяет в себе в своей всеобъемлемости особенности и разные духовные, моральные и сознательно принятые ограничения. Оно таким образом означает соединение частных интересов с общими. Личность в государстве получает и высшую ступень свободы, не означающую однако возможность поступать по своему усмотрению и возможность делать выбор, а означающую лишь совпадение прав и обязанностей отдельных лиц в всеобъемлимости духа. Собственность не заключается в присвоении продуктов производства, что является лишь последствием собственности. Собственность это отчужденная духовная сфера, внешне выраженная, и оттуда свобода и воля отдельных лиц является неполной. Договор яовляется следствием понимаемой в таком разрезе собственности. На собственности и на договорах основывается „гражданское общество", кажущееся единство, имеющее целью удовлетворение эгоистичных человеческих потребностей. По сравнению с „субстанциональным” государством „гражданское” общество является низшей фазой общества. Гегель противоречит себе, считая, что идеальное государство получило свое осуществление в лице Прусии, которая хотя в то время и была прогрессивнее остальных государств на европейском континенте, но в основе являлась феодально-обсолютистической монархией, имевшей в своем со