Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

ТРИДЕСЕТ ГОДИНА ПОСЛЕ ГАЛТЕ

владу САД да се неће сматрати везаним ни једном одлуком донетом без њеног учешћа. Погрешно je тражити у Јалти почетак модерног периода утицајних сфера. Могло би се тврдити управо обрнуто; Јалта представља крај Једне епохе која нестаје са свим њеним митовима. Хладни рат није имао у својој основы зоне утицаја, него je полазио од глобалне политике и једне и друге стране, али je десринисао зоне одбране на бази равнотеже терора и нукларног паритета. Догађаји за последгьих тридесет година недвосмислено потврђују да су биле погрешне претпоставке Великих сила да оружје и дипломатија могу да зауставе човечанство које тежи новим формама и новој садржини свог социјалног постојања. Неоспорна je, такоье, чињеница, и то потврђује послератно искуство, нарочито у односу на Азију, да се оружјем може одгодити процес промена, да се тај процес може учинити изузетно болним, али га je немогу&е зауставити. Тридесет година после Јалте остаје спорно само једно питање: да ли су Три велика државника имала уопште јасну визију о послератном свету?

Ар

Смиља Аврамов

РЕЗЮМЕ ТрпОцатъ лет после Ялты Автор описывает события и оостоятельства, приведшие к Крымской конференции в Яалте в феврале 1945 года, указывая, что встреча представляет неудачную потпытку разрешить первые серьезные расхождения между Союзниками путем принятия компромиссных решений и установить мьровую систему, в которой бы военная коалиция Великих держав играла господствующую роль. Ялта узаконила иерархическую структуру международного сотрудничества, характеристичную для XiX века, предоставив привиллегированное положение Великим державам в Совете Безопасности, в частности, с помощью системы голосования и права наложения вето. В связи с этим автор подробно анализирует противоположные точки зрения Рузвельта, Сталина и Черчиля, а также путь, приведший их к принятию „Ялтинской формулы”. Такая позиция, по словам автора, представляет собой отступление од демократических начал, провозглашенных во время войны, но не снижает полностью значение их встречи. При всех слабых сторонах, в Ялте, в ответственное исторические дни, были осуществлены предпосылки для учреждения Организации Объединенных Наций. Если бы учреждение ООН было отложено, по всей вероятности, до ее образования так и не пришли бы, имея ввиду обострение отношений, происшедшие после встречи в Постдаме и в начале 1946 года после речи Черчилля в Фултоне. Относительно права наложения вето, автор считает, что оно сказалось губительно на деятельность Объединенных Наций, но все же в конкретных послевоенных условиях, существовавших в мире, оно до известной степени нейтрализовало мощь противной стороны и навязывание одностронних решений.