Anali Pravnog fakulteta u Beogradu

Исто тако y зависности од те величине, вредности потребног произвола, одређује се и горњи ниво опште потроппье. То су средства намењена за потребе радних л>уди у процесу размене рада између корисника услуга (производне сфере где се ствара укупна маса новоостварене вредности) и носилаца делатности услуга (здравствено осигурање, просвета, култура и друга облици услуга из непроизводне области друштвеног рада) чнје нзвршење повлачи одговарајућн, сразмеран део дохотка из једне у другу сферу делатности. Y томе су могућа свакаква померања, али објективне релације у односима расподеле негде се налазе и треба их увек уколико je то могуће што прецизније утврдити, друштвено објективизирати и тако у процесу одлучиваньа увек полазити од тога објективног (закошгтог).

Др

Д. Шошкић

РЕЗЮМЕ Некоторые теоретические и практические проблемы установления минимального трудового дохода Развитие экономической литературы пока у нас не привело к решению проблемы установления минимального основного размера (нижего лимита) вознаграждения рабочьх за труд. Объяснение этому корется в теоретических претпосылках, из которых исходят при анализе структуры трудового дохода. Возможность разделения его на основное минимальное вознаграждение за труд и на „повышенную выработку” обусловливается простым предположением, что в социалистическом товарном производстве рабочая сила не является товаром. А когда это имеется в виду, тогда, логично, напрашивается и вывод, что трудовой доход представляет единое, гомогенное целое. Это означает, что в нем не установливается заранее и не определяется квантитатьвная сторона минимального размера вознаграждения за труд рабочих и служащих. Со стороны формы и логики данную проблему возможно разрешить подобным образом, но лишь тогда, если не будем учитывать экономические причины и социальные детерминанты, от которых непосредственно зависит необходимость и реальная потребность установления минимальной материальной основы воспроизведения субъективных факторов процеса труда. Обстоятельство, что, с одной стороны, рабочая сила в социалистическом хозяйстве на является товаром и, с другой стороны, непрерывное требование практики как можно объективнее экономически определить ее нормальное воспроизводство, нисколько не находится в противоречии ни с одним из основных принципов социалистических производственных отношений. Отсюда возникает ряд теоретических и практических причин, чтобы при основном разделении трудового дохода на его отдельные элементы был определен минимальный размер личного дохода, ниже которого, при всяких обстоятельствах, не может и не смеет снизиться нормальное воспроизводство рабочих и их семей. Лишь в завьсимости от указанных данных (реально установленной границы расходов на жизнь) возможно определить сущность материальной и социальной обеспечености рабочих. В противном, создается опасность, что отграничение минимума трудового дохода от остальной части новосозданных ценностей основываестя на недостаточно объективных мерилах.

ТЕОРИЈСКО И ПРАКТИЧНО УТВРБИВАН.Е НАЈНИЖЕГ личног дохотка